Чт, 28 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Знаете ли вы ребята, что ваша школьная жизнь, её устои и правила – результат чьих-то долгих, напряжённых исследований? Да, были на свете учёные-педагоги, которые придумали, как составить расписание уроков и провести контрольную работу, когда назначить каникулы и сколько дней отвести на выходные. Слов «неважно» или «пустяк» для них не существовало. Каждое мгновение школьной жизни они старались сделать удобным, интересным и полезным для мальчишек и девчонок. Один из таких учёных-педагогов – Константин Александрович Москаленко. Его по праву называют основоположником феномена «Липецкий педагогический опыт».


Боевыми тропами к любимому делу

Что удивительно, Константин Александрович не сразу связал свою жизнь с педагогикой. Окончив школу, он пошёл трудиться на воронежский завод «Электросигнал». И только в двадцать один год понял: его призвание – работа с детьми. Так жизнь будущего педагога-новатора сделала крутой поворот.

Константин Александрович поступил на учительские курсы при Воронежском педагогическом институте. А когда окончил их, отправился работать в одну из сельских школ Воронежской области. И вскоре стал её директором.

Казалось бы, вот она – синица в руках! Но Великая Отечественная война перевернула все планы молодого директора. В 1942-м году Константин Александрович ушёл добровольцем на фронт.

Вместе с войсками Первого Украинского фронта дошёл до Берлина. А в 1945-м принял участие в легендарном параде Победы на Красной площади. Однако и на войне, под бомбёжкой и перекрёстным огнём, в промёрзших окопах и на опасных боевых тропах, Константин Александрович продолжал думать про любимую работу.

После Победы он вновь взялся за неё. И написал диссертацию на тему: «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и её психологическое значение», которую с успехом защитил в Москве.

"Липецкий опыт" в Аргентине

Нам, липчанам, повезло: основная часть педагогической деятельности Константина Александровича Москаленко связана с Липецком. Именно здесь в 1954-м году он начал работать старшим преподавателем, а затем – заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ныне – университет).

Пройдёт несколько лет, и его имя станет широко известным не только в нашей стране, но и далеко за её пределами – в Болгарии, Индии, Аргентине... Педагогический опыт Москаленко, названный «липецким», разлетится по всему миру. А к самому новатору будут приезжать учителя из Сибири, с Камчатки, из Краснодарского края и других уголков нашей необъятной Родины. Многим захочется посмотреть, как работает этот экспериментатор в педагогике. И придётся Константину Александровичу проводить уроки в актовых и спортивных залах, чтобы все приехавшие гости смогли увидеть, как он, улыбчивый и очень сосредоточенный, словно дирижёр, управляет учениками. И как класс превращается в творческую лабораторию, где у каждого ребёнка есть возможность проявить свои умения и таланты.

Центр внимания - урок

Так почему же идеи и наработки Константина Александровича оказались такими интересными, а, главное, полезными для ребят и их наставников? Обо всём по порядку...

Центром внимания педагога-учёного стал урок – святая святых образовательного процесса. Ему не нравилось, что большая часть урока уходит на проверку домашнего задания, а на объяснение нового материала остаётся совсем немного времени. «Этот параграф прочитаете дома!» – часто говорили учителя детям. И ребятам приходилось самостоятельно изучать новые темы, обращаясь за помощью к родителям. А Константин Александрович настаивал на том, что детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая на то, что они освоят новый материал сами, выполняя домашнюю работу.

В результате он разработал новый тип урока, названный «объединённым». Строился он так: в процессе повторения пройденного материала учитель объяснял новый. И тут же проверял, как усвоили его ученики. Делал он это с помощью разнообразных приёмов.

Интереснейшей находкой Константина Александровича стало комментирование – проговаривание учеником своих действий по ходу решения примеров, упражнений и любых других заданий. Это помогало учителям сразу исправлять ошибки ребят. А школьникам давало возможность активно принимать участие в уроке и лучше закреплять новые знания.

А ещё Константин Александрович разрешал отвечать, сидя за партой. И выполнять задания по карточкам. Он понимал, что далеко не все ребята уверенно чувствуют себя у доски. И старался им помочь.

Поурочный балл, то есть оценка за работу ученика на протяжении всего урока, – тоже идея педагога-новатора. Раньше ребёнок мог ответить у доски, а потом два-три урока не ждать, что его вызовут. Поурочный балл это изменил. Ребята стали более внимательными и активными. А учителям такой способ оценки дал возможность вовремя замечать отставание своих подопечных.

Конечно, педагог-новатор не сразу предложил свои идеи коллегам. Прежде он сам встал на место учителя. Не один год Константин Александрович работал в начальных классах, сам готовил необходимые материалы.

Результаты его эксперимента превзошли все ожидания. Дети в классах Москаленко стали учиться заметно лучше и с большим удовольствием. Они трудились без понуканий. И не раз бывало, что, заходя в класс, Константин Александрович видел: ребята уже сидят за партами, склонившись над тетрадками.

–  Ну вот, без меня начали работать, как профессора сидят, – с улыбкой говорил он.

Ученики никогда не были для Константина Александровича безликой массой. В каждом ребёнке он видел личность. И старался помочь этой личности стать лучше. Его коллеги вспоминали такой случай...

Один мальчик не любил читать. И, заметив это, Константин Александрович сказал ему:

– Смотри, какой ты большеголовый, выправка у тебя солдатская. Наверное, будешь офицером. А офицер должен уметь отдавать приказы, командовать.

Вскоре мальчишка втянулся в чтение. И стал лучше всех рассказывать заученные тексты наизусть.

– Пойдёт отвечать офицер! – говорил ему Константин Александрович.

И будущий военный сиял от счастья.

Ребёнок - превыше всего

Конечно, Москаленко старался преобразовать не только урок, но и всю школьную жизнь. Он всерьёз задумывался о том, чтобы заменить чем-то более приятным школьный звонок, который считал стрессом для детей. Предлагал ввести пятидневку и сделать уроки длиной в сорок минут. 

Тревожил Константина Александровича и безликий вид школьной тетрадки.

– Что это за обложка? – сокрушался Москаленко. – Она должна быть обращена не только к голове, но и к сердцу! Есть такие вещи, до которых голова ребёнка не дойдёт, только сердце. Душу и сердце надо упражнять. В том числе и через школьную тетрадку.

Превыше всего Константин Александрович ставил ребёнка. Всю свою жизнь он стремился внушить коллегам простые истины о том, что ученика необходимо защищать, помогать ему, воодушевлять. И на каждом уроке вести его к росту над собой.

Единомышленники и противники

Многие липецкие учителя последовали примеру Константина Александровича. И добились немалых успехов в образовании детей. Их достижения высоко оценили в Министерстве просвещения. И рекомендовали опыт липецких педагогов к изучению и распространению во всём Советском Союзе.

Многим удалось воплотить в жизнь то, над чем так долго трудился Константин Александрович. Но были и неудачи. Пытаясь внедрить «липецкий опыт» в работу, руководители школьных педагогов не всегда принимали во внимание уровень подготовленности учителя и условия школы. И тогда возникали ненужные действия учителя. И, значит, страдали ученики От этого терялась вся лёгкость и непринуждённость, с которой работал сам Константин Александрович.

А вскоре в полный голос заговорили высокопоставленные противники идей Москаленко. Его обвиняли в том, что он изменил государственную программу, без особых оснований расширил содержание образования и без официального разрешения перестроил ход урока. В результате эксперимент новатора запретили, а труды Москаленко перестали печатать.

Другие учителя-новаторы

Хотя высокое начальство отвернулось от Константина Александровича, у него осталось много единомышленников среди педагогов. И не случайно в конце 70-х и в начале 80-х годов прошлого века на всю страну прогремели имена других учителей-новаторов, стали известны и их идеи.

Например, грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили разработал систему безотметочного обучения. Донецкий учитель математики и физики Виктор Фёдорович Шаталов ратовал за то, чтобы учителя составляли для ребят опорные конспекты, по которым они смогли бы лучше усвоить тему. А москвичка Софья Николаевна Лысенкова, преподаватель начальных классов, придумала опережающее обучение. Эти и другие известные новаторы в педагогике черпали идеи своих открытий в опыте Константина Александровича.

Единомышленники остались у Москаленко и в Липецке. Они продолжали внедрять в жизнь его разработки, и потому успешно обучали детей. В результате сотни липецких учителей были награждены орденами, медалями, удостоены почётных званий. 

А между тем сам Константин Александрович так и остался с единственной мирной наградой – орденом Трудового Красного Знамени, которую он получил в 1966-м году, вдобавок к пяти фронтовым. Трижды его представляли к присвоению звания заслуженного учителя России. И трижды это представление отклонялось. Зато проверок и комиссий хватало. Последнюю, в 1984 году, он не пережил... Сказались волнение и непростое военное прошлое.

Но не умерли идеи Константина Александровича. В конце 80-х годов в нашей области уже невозможно было найти школу, где учителя не работали бы по методике этого замечательного педагога-учёного. А в 1995 году была учреждена областная премия имени Москаленко, на которую номинируют за высокие достижения в педагогической деятельности. Вручается премия 5 октября, в Международный день учителя.

Елена Анатольевна ЕГОРОВА,

кандидат педагогических наук,
доцент Липецкого государственного педагогического университета.

К. А. Москаленко.

К. А. Москаленко.

В. К. Рвачёва – единомышленник Москаленко.

В. К. Рвачёва – единомышленник Москаленко.

Открытие мемориальной доски К. А. Москаленко 
на здании педуниверситета.

Открытие мемориальной доски К. А. Москаленко на здании педуниверситета.

К. А. Москаленко.
В. К. Рвачёва – единомышленник Москаленко. Открытие мемориальной доски К. А. Москаленко 
на здании педуниверситета.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных