Пн, 27 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

"Золушка" и многие другие персонажи

Алёна Кашура | 14.06.2016

Телефонный звонок внезапно разорвал тишину воскресного утра. «Кто же это?» – удивилась Зинаида Владимировна Румянцева, снимая трубку. Звонили из театра. Просили срочно заменить актрису, которая должна исполнять роль Золушки, но заболела.

– Спектакль через три часа! Все билеты проданы! Приезжайте!

Зинаида Владимировна задумалась. В последний раз она играла Золушку четыре года назад, когда ей было сорок шесть лет. С тех пор эту роль заслонили другие персонажи. Однако надо было выручать спектакль.

– Если влезу в платье, сыграю, – пообещала актриса.

И уже через несколько минут выбежала из дома.

К счастью, платье оказалось ей впору. А перед показом артисты даже успели сделать прогон первого акта. Сложности начались после антракта. Зинаида Владимировна вдруг поняла, что не помнит слова Золушки... «Я не смогу! Я не справлюсь!» – с ужасом думала она. Но стоило ей выйти на сцену, как нужные реплики начали сами приходить актрисе на ум, словно их диктовал сверху невидимый суфлёр.

После спектакля зрители аплодировали стоя. Коллеги по сцене с восхищением смотрели на Золушку. А Зинаида Владимировна потом долго сидела в гримёрной комнате. И вспоминала, вспоминала, вспоминала...

Маленькая Зина вполне могла стать хорошей спортсменкой. Она ловко кувыркалась, обгоняла мальчишек в беге. А уж какой прыгучей была – вся в отца! Ведь его даже хотели взять в цирк воздушным гимнастом. Но спорт девочку мало интересовал. Театр – вот что занимало её мысли.

В четвёртом классе Зина записалась в драматическую студию Дворца культуры Челябинского тракторного завода. И стала звездой во время первой же репетиции. Играя Сороку-почтальона, девочка так громко созывала зверей за письмами, что возле сцены собрались все сотрудники Дворца культуры. Директор и тот пришёл посмотреть, кому принадлежит столь чистый, звонкий голос!

 Окончив школу, Зинаида хотела отправиться в Москву или Санкт-Петербург, чтобы подать документы в театральный институт. Но мама Лина Ивановна побоялась отпускать дочь в такую даль.

Девушка уступила. И осталась в Челябинске. Однако и не подумала проститься с мечтой о профессии актрисы. Зинаида благополучно прошла конкурс в молодёжную студию при драматическом театре имени С. М. Цвиллинга. А все каникулы проводила в Москве, где ходила на спектакли самых известных столичных театров. Она видела на сцене Фаину Раневскую и Михаила Ульянова, Любовь Орлову и Ростислава Плятта, Алексея Грибова и Юрия Завадского... Много раз была на спектаклях, в которых играл Иннокентий Смоктуновский. А когда молодёжную студию, в которой она занималась, пригласили на гастроли в Санкт-Петербург, она и там побывала на всех постановках, на какие только могла попасть.

После окончания студии девушка стала одной из двух выпускниц, которых сразу зачислили в труппу драматического театра. И у Зинаиды Владимировны начался захватывающий творческий полёт.

Пять лет актриса проработала в драматическом театре имени С. М. Цвиллинга. А когда её пригласили в театр юного зрителя, стала играть ещё и там. Утром она могла быть находчивым Коньком-Горбунком или хозяйственным Котом Матроскиным. А вечером – играла хрупкую Лизу Хохлакову из «Братьев Карамазовых» Фёдора Достоевского. Или любящую Лику из пьесы «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Иногда Зинаида Владимировна принимала участие в трёх спектаклях за… один день!

Конечно, было непросто. Но ей это нравилось. Режиссёры Александр Мексин и Александр Лурье ставили такие спектакли, что актёры в них не просто играли, а проживали жизни героев. К тому времени они стали для Зинаиды Владимировны едва ли не самыми главными наставниками в профессии.  Поэтому,  когда  режиссёры ушли из театра, ушла и она. И стала думать, что делать дальше.

Выход нашёлся неожиданно. На гастроли в Челябинск приехал Липецкий театр драмы. Зинаида Владимировна узнала, что в нём ставят спектакли и для детей, и для взрослых. А это было то, что ей нужно! Посмотрев постановки липчан, она решила попытать счастья. И пришла к главному режиссёру Владимиру Михайловичу Пахомову. Рассказала о себе и попросилась в труппу.

– Может, вам что-нибудь показать? – спросила актриса.

– Не надо. Всё понятно, – ответил режиссёр.

И принял её в театр.

Вскоре Зинаида Владимировна переехала в Липецк. После огромного Челябинска город показался актрисе игрушечным. Но когда она увидела в театре «Малыша и Карлсона», поставленного главным режиссёром, поняла: фортуна улыбнулась ей самой широкой улыбкой.

Так начался новый виток в творчестве Зинаиды Владимировны. Она быстро перешла от маленьких ролей к главным. И вскоре стала ведущей актрисой театра. Играла непоседу Бесси в «Татуированной розе» Теннесси Уильямса, хитрую сваху Фрозину в «Скупом» Жана-Батиста Мольера, скромную Машу в «Чайке» Антона Чехова... И с не меньшим трепетом актриса относилась к ролям в детских постановках. 

Не спала ночами, обдумывая роль Бабушки в «Красной Шапочке» Евгения Шварца. Или проводила дома все выходные, повторяя слова Бабы-яги из спектакля «Два клёна» – так, что они, как говорится, от зубов отскакивали. А сколько души Зинаида Владимировна вложила в роль Оли из пьесы «Шишок», в которой девочка подружилась с домовым и не хотела уезжать без него из деревни. Были случаи, когда на встречи с актрисой и её партнёром Юрием Ильиным, исполнявшим роль Шишка, дети приносили варенье. Они верили в существование Оли и Шишка, потому что первыми поверили в это сами артисты.

Зинаида Владимировна вообще никогда не допускает фальши в свои роли. Чувствует, если хоть раз соврёт, позволит себе отнестись к делу с пренебрежением, уже не сможет играть в полную силу своей души. И потому не даёт себе слабины ни в одной постановке.

***

Зинаида Владимировна Румянцева, народная артистка России, и сегодня играет в академическом театре драмы имени Льва Толстого. Продолжает помогать молодым коллегам творческими советами. И, выходя на сцену, чувствует, что её творческий полёт продолжается.


Фото из архива героини.

P.S. Когда верстался номер, пришло сообщение о том, что народная артистка России Зинаида Румянцева стала лауреатом премии «Признание» за роль госпожи Пернель в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера. Эта премия – награда Международного театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова, знаменитого русского актёра.

Вот такая Баба-яга. Обаятельная, хитроумная 
и даже… красивая.

Вот такая Баба-яга. Обаятельная, хитроумная и даже… красивая.

Дуэт в постановке В. Пахомова «Дядя Ваня»: 
З. Румянцева – Соня, С. Погребняк – Елена Андреевна.

Дуэт в постановке В. Пахомова «Дядя Ваня»: З. Румянцева – Соня, С. Погребняк – Елена Андреевна.

Актриса Румянцева в роли госпожи Пернель в спектакле «Тартюф» по пьесе гениального Мольера.

Актриса Румянцева в роли госпожи Пернель в спектакле «Тартюф» по пьесе гениального Мольера.

Вот такая Баба-яга. Обаятельная, хитроумная 
и даже… красивая. Дуэт в постановке В. Пахомова «Дядя Ваня»: 
З. Румянцева – Соня, С. Погребняк – Елена Андреевна. Актриса Румянцева в роли госпожи Пернель в спектакле «Тартюф» по пьесе гениального Мольера.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных