Пн, 27 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

"...Что это за дети?"

Елена Сергеева | 14.06.2016

Девять лет назад ушёл из жизни директор и художественный руководитель Липецкого государственного академического театра имени Льва Толстого  Владимир Михайлович Пахомов, народный артист России, лауреат нескольких Государственных премий. Это был человек, который за тридцать лет своей творческой работы в Липецке превратил наш областной центр в театральный город. Изо всех сил старался Владимир Михайлович создать достойный репертуар и для детей, и для взрослых. Чаще всего зрители приглашались на постановки по произведениям русских и зарубежных классиков. А «соседство» с такими авторами обязывает глубоко и тонко знать их творчество. Режиссёр Пахомов был прекрасным чеховедом, к нему часто приезжали исследователи творчества Льва Толстого, Александра Островского и других русских писателей-классиков. Его спектакли оформляли лучшие художники столичных театров.

В Государственном центральном театральном музее имени А. Бахрушина создан Фонд Владимира Пахомова, известного русского режиссёра, который всей своей творческой жизнью доказал, что в искусстве провинции не бывает. В фондах этого музея находятся его стихи, дневники, записи о репетициях, афиши, фотографии, теле- и аудиозаписи постановок и выступлений Владимира Михайловича. В этом знаменитом музее хранятся и инсценировки десятилетнего Володи Пахомова по произведениям Валентина Катаева и Аркадия Гайдара.

Мы же в своей редакции вот уже двадцать лет храним интервью с Владимиром Михайловичем, в котором он рассказывает о своём удивительном детстве. В нынешнем выпуске мы повторяем публикацию этого материала.


 – Владимир Михайлович, расскажите, пожалуйста, почему вы на детской фотографии в морской форме.

 – История этой формы связана с моей временной изменой мечте о театре, которым я увлёкся настолько рано, что уже в четыре года начал играть на сцене. Впервые вышел на неё в роли Серой Птицы в сказке «Репка». И вот однажды опоздал к началу спектакля, чем очень подвёл всех участников. Словом, случилось ЧП. В тот день сестра Александра, ведя меня за руку домой, сказала: «Не получилось из тебя артиста, будешь моряком».

Надо заметить, к морскому делу наша семья имела самое непосредственное отношение. Мама была заведующей кафедрой математики в Одесском мореходном училище. Она всегда так возвышенно говорила о своих учениках, что я согласился с сестрой. И после того как перестал мечтать о театре, мои разговоры и фантазии касались только морской службы. В столь бурный период грёз о флоте мама одевала меня как будущего командира военного корабля. Позже я понял, что тем самым она по-прежнему воспитывала во мне любовь к театру, где умение носить костюм – целое искусство.

 – Ваша мама одесситка?

 – Моя мама Екатерина Максимовна Кошелева родом из города Дмитровска Орловской губернии. А трудовую деятельность начала в Ельце, где учительствовала в начальных классах. Там она познакомилась со своим будущим мужем – Михаилом Матвеевичем Пахомовым, который в то время был секретарём уездного комитета комсомола в Липецке. Через некоторое время после свадьбы мои родители уехали в Воронеж, где поступили в университет.

Мама училась замечательно, что позволило ей всю жизнь преподавать математику только в высших учебных заведениях. Но главное, она была любящей и терпеливой мамой. А терпения, должен вам сказать, ей понадобилось ой как много… Из-за того, что я репетировал с утра до вечера, а иногда и с вечера до утра, мне не хватало времени на учёбу. В конце концов я бросил школу и пошёл трудиться на завод. Там из-за нежелания подвести своих взрослых товарищей по бригаде старался работать хорошо, и во время смены мне не удавалось почитать учебники. Но, выключив станок, я опять мчался на репетицию, а не в вечернюю школу, куда перевёлся из дневной. А в вечерней преподавали многие мамины коллеги по кафедре. И они, конечно, рассказывали ей о моих прогулах.

А я между тем во Дворце культуры моряков ставил самый первый спектакль будущих знаменитостей – Карцева и Ильченко. Маму это и радовало, и сильно огорчало. Ведь её сыну грозило остаться без аттестата о среднем образовании. И она в те короткие часы, когда я бывал дома, спокойно, не повышая голоса, уговаривала меня закончить школу. Так что аттестат я получил, прежде всего, из-за желания не огорчать маму.

 – А какой для неё была следующая радость, доставленная сыном?

Я хотел учиться в Государственном институте театрального искусства (ныне это театральная академия). Но, узнав, какой там огромный конкурс, решил поступать в Харьковский или Киевский театральные институты. И тогда мама сказала: «Если ты действительно хочешь стать режиссёром, а не просто иметь бумажку об образовании, езжай только в Москву. Самые серьёзные мастера театра живут там. Только столица даст тебе то общение, которое поможет стать хорошим режиссёром».

Отец был категорически против моего отъезда в Москву. Но мама сделала всё, чтобы пере­убедить его.

В институт, который казался таким недоступным, я поступил. Да ещё попал на курс замечательного, уже широко известного в то время режиссёра Андрея Гончарова.

– Владимир Михайлович, нашим читателям думаю, интересно узнать, какие воспоминания у вас связаны со вторым снимком, на котором вы тоже ещё мальчик.

 – На нём запечатлена сцена из спектакля «Чудесный мальчик» Дома культуры медработников. По ходу действия пьесы её главный герой, которого играл я, объявил родителям голодовку. Но не ел он только днём, а ночью украдкой доставал из холодильника курицу. Для спектакля сделали её муляж. Но, надо сказать, «есть» его было делом не очень приятным. И вдруг на каникулы из Москвы приехал будущий режиссёр и мой старший друг Володя Захаров. У себя дома он для нашего спектакля стащил курицу. А на премьеру пришла его мама. И в тот момент, когда я начал её есть, она воскликнула: «Смотрите! Он же мою курицу уплетает!». Уверен, каждая мама того, кто увлёкся театром в раннем детстве, обязательно вспомнит подобный случай, о котором я вам сейчас рассказал.

 – Сколько вам было лет, когда вы впервые пригласили маму на свой спектакль?

 – В тринадцать лет в том же Доме культуры медработников я поставил «Белеет парус одинокий». И, конечно, пригласил на премьеру маму, после чего она окончательно поняла, что морским офицером я не стану никогда.

На пятом курсе института, когда наступила пора дипломного спектакля, я приехал в свою Одессу и в любимом мною театре юного зрителя поставил спектакль «Они и мы» – это была замечательная пьеса о школе. После премьеры мне предложили стать главным режиссёром этого театра. Я согласился. И, увлёкшись работой, совсем забыл, что надо ехать в ГИТИС защищать дипломный спектакль. Только через два года, после настоятельных уговоров мамы, поехал в институт, прихватив с собой кучу рецензий и откликов на поставленные мною за это время спектакли. И в течение пятнадцати минут защитил диплом. Так что документ о высшем образовании я тоже получил во многом благодаря маме.

 – На протяжении многих лет вы успешно ставите произведения Чехова. Увлечение творчеством этого писателя вы связываете со своим детством?

 – Расскажу сейчас эпизод, о котором часто и с большим удовольствием вспоминаю.

Мне было семь лет, когда мама повезла нас с сестрой Сашей в Ялту специально в дом-музей Чехова. Из-за шторма пароход опоздал, и мы добрались до дома писателя поздним вечером.

Калитка оказалась запертой. Но во дворе прибирала какая-то женщина. Я теребил маму за руку, ныл и плакал, оттого что нас не пускают в дом Чехова, как она обещала. Женщина спросила, почему мальчик плачет? Мама объяснила ситуацию. Тогда она сказала: «Подождите». И зашла в дом. Через несколько минут женщина вышла и вежливо обратилась к маме: «Вы извините, вам уже нельзя, а детям войти можно».

Мы с сестрой вошли в дом. Встретила нас пожилая женщина в длинной юбке. Ею оказалась сестра Чехова Мария Павловна. Экскурсия длилась два с половиной часа. Мария Павловна показала нам всё, что было возможно.

Там я услышал историю про «уважаемый шкаф», из которого маленькие Антон и Маша таскали потихоньку конфеты. Спустя много лет я использовал эту историю в постановке пьесы «Вишнёвый сад» на липецкой сцене.

Когда мы спустились вниз, на веранде нас встретила ещё одна пожилая женщина. Это была Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Она удивилась столь поздним гостям: «Маша, что это за дети?» Узнав о том, что мы специально приехали из Одессы, Ольга Леонардовна похвалила маму за такой поступок. А потом спросила, читал ли я Чехова. И тут я блеснул своими знаниями, приобретёнными благодаря маме. Я с радостью сообщил, что уже читал «Каштанку». Женщины долго смеялись. А потом та, которая была Книппер-Чеховой, погладила меня по голове и сказала: «Это очень хорошо, что ты прочитал «Каштанку». Я уверена, что, когда ты вырастешь, прочитаешь всего Чехова».

Прошло много лет. И я, поставивший почти все пьесы этого классика, привёз в Ялту, на Всемирный Чеховский фестиваль, свой спектакль «Дядя Ваня», за который только что получил Государственную премию. По традиции мы с нашими артистами пришли в дом великого писателя. И прямо там, на чеховской кухне, я написал маме письмо, в котором первый и единственный раз изложил всё, что думаю о ней. Вспомнил, как она привозила меня семилетним мальчиком к Чехову. И рассказал о том, как теперь вернулся сюда спустя много лет.

Мама в это время была уже тяжело больна и не вставала с постели… Через два года мамы не стало. Когда я приехал на похороны, на тумбочке у её постели лежало моё письмо, отправленное из Ялты…

На этом снимке Володя Пахомов с мамой Екатериной Максимовной,
отцом Михаилом Матвеевичем и сёстрами Александрой (она слева)
и Тамарой.

На этом снимке Володя Пахомов с мамой Екатериной Максимовной, отцом Михаилом Матвеевичем и сёстрами Александрой (она слева) и Тамарой.

Только что В. Путин вручил В. Пахомову Государственную премию. Было это в 2000 году.

Только что В. Путин вручил В. Пахомову Государственную премию. Было это в 2000 году.

Долгая дружба связывала В. Пахомова и М. Ульянова. 
Знаменитый артист приезжал в Липецк в 2000 году.

Долгая дружба связывала В. Пахомова и М. Ульянова. Знаменитый артист приезжал в Липецк в 2000 году.

Главное здание театрального музея в Москве, где создан Фонд Владимира Михайловича Пахомова. Музей основан в 1984 году известным русским купцом и меценатом Алексеем Бахрушиным.

Главное здание театрального музея в Москве, где создан Фонд Владимира Михайловича Пахомова. Музей основан в 1984 году известным русским купцом и меценатом Алексеем Бахрушиным.

Об этом доме-музее Антона Павловича Чехова рассказал Владимир Михайлович.  Если будете в Ялте, вам захочется побывать в гостях у знаменитого писателя.

Об этом доме-музее Антона Павловича Чехова рассказал Владимир Михайлович. Если будете в Ялте, вам захочется побывать в гостях у знаменитого писателя.

На этом снимке Володя Пахомов с мамой Екатериной Максимовной,
отцом Михаилом Матвеевичем и сёстрами Александрой (она слева)
и Тамарой. Только что В. Путин вручил В. Пахомову Государственную премию. Было это в 2000 году. Долгая дружба связывала В. Пахомова и М. Ульянова. 
Знаменитый артист приезжал в Липецк в 2000 году. Главное здание театрального музея в Москве, где создан Фонд Владимира Михайловича Пахомова. Музей основан в 1984 году известным русским купцом и меценатом Алексеем Бахрушиным. Об этом доме-музее Антона Павловича Чехова рассказал Владимир Михайлович.  Если будете в Ялте, вам захочется побывать в гостях у знаменитого писателя.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных