Пн, 27 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

О том, что в театре было впервые, и продолжается...

14.06.2016

Вы уже знаете, что в 1815 году князь Шаховской, отдыхавший на Липецком курорте, написал пьесу-водевиль «Урок кокеткам, или Липецкие воды». А Владимир Михайлович Пахомов, главный режиссёр театра драмы имени Льва Толстого, впервые поставил её в Липецке.

Он вообще многое сделал впервые.

В 1982 году впервые привёз «Чайку» Чехова в его подмосковную усадьбу Мелихово, где была написана пьеса. И где Чехов впервые читал «Чайку» друзьям. А теперь на веранде дома писателя впервые воссоздавалась жизнь чеховских героев.

В Мелихове липецкие артисты после «Чайки» играли «Дядю Ваню», «Пять пудов любви», «Бенефис сегодня и вчера» (по одноактным комедиям Чехова), «Дом с мезонином», «В актёрской компании» (по ранним рассказам писателя) и другие постановки по произведениям Чехова. Эти майские выступления получили название «Мелиховская весна». И уже на вторую «Весну» приехали учёные-чеховеды, театральные критики, артисты, режиссёры, драматурги, журналисты и, конечно, обычные зрители. Так впервые соединились музей и театр.

В 1989 году в этой усадьбе Центральным телевидением впервые был снят телевариант липецкой «Чайки». Через год на экране появился другой спектакль Пахомова, тоже снятый в Мелихове, – «Бенефис сегодня и вчера».

А в 1985 году липецкий театр впервые получил Государственную премию – за постановку «Дядя Ваня». И звание академического ему дали тоже при Владимире Михайловиче.

А знаете, в связи с каким событием в 1981 году Липецк посетила Вера Ильинична Толстая, внучка великого писателя? Наш театр стал первым во всём мире, которому присвоили имя Льва Толстого. А «Лев Николаевич Толстой пришёл к драматургии, отталкиваясь от чеховских пьес. Он не принял «Дядю Ваню», зато создал «Живой труп». Так и липецкий театр пришёл, только «наоборот», через Чехова к Толстому. И постановки здесь пьес Толстого получаются не менее интересными» – так написала столичный историк театрального искусства Марина Мурзина в книге «Есть в России театр…».

Вот ещё одна цитата этого автора: «Липецкий театр ведёт работу не только по приобщению к искусству. Он приобщает людей друг к другу. И проводимые им ежегодные Липецкие театральные встречи во многом ценны именно этим. Мы, москвичи, которые в своём городе не видимся месяцами, приезжаем в Липецк ещё и ради общения. Тем более ради общения, «сфокусированного на одной, общей теме, будь то «Чехов и Чайковский», «Русская антреприза 19 века» или «Чехов и Толстой» (в зависимости от заявленной темы встреч). Так липецкий театр постепенно стал культурным центром не только в городе, но и в России».

Объясняем: известные театроведы, критики, драматурги, режиссёры и знаменитые столичные артисты, видевшие постановки Владимира Михайловича, предложили ежегодно проводить в Липецке научно-практические конференции, посвящённые русскому театру.

Впервые Липецкие театральные встречи состоялись в 1985 году. А последний, 28-й, раз – в 2015- м. Спектакли по произведениям русских классиков показали артисты из Ельца, Пензы, Тамбова, Мичуринска, Перми, Таганрога, Москвы, французского театра «Шкатулка». Гости, приехавшие из дальнего зарубежья, сыграли очень неожиданную постановку, которая называется «Лукавые истории господина Пушкина».

Около десяти лет назад, когда Владимир Михайлович Пахомов ушёл из жизни, впервые свой спектакль на липецкой сцене поставил новый главный режиссёр Сергей Александрович Бобровский. И вновь в театре имени Льва Толстого многое состоялось впервые.

Продолжая приобщать людей друг к другу, впервые на его сцене показали праздничный капустник в честь Дня театра, на который пригласили артистов из всех театров нашей области. Традиция эта прижилась. Теперь такие праздники готовят поочерёдно.

А для того чтобы зрители могли ближе познакомиться с творческой жизнью театра, в его фойе впервые открылась выставка «Закулисье». И осуществился интерактивный проект «Свои!». Суть его заключается в том, что зрителям предлагается стать участником игры «Подготовка спектакля» и они вместе с артистами попадают в пространство реального закулисья!

Но самое главное – Сергей Александрович Бобровский поставил замечательные спектакли. Благодаря ему в театре впервые играли Ф. Дос­тоевского, впервые – «Женитьбу» Н. Гоголя, «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого. Впервые после Пахомова Бобровский пригласил липецких зрителей на другого «Дядю Ваню» А. Чехова.

Впервые Липецкий академический театр начал сотрудничать с болгарскими коллегами. Громким успехом стал спектакль Бобровского «Полковник-птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. В 2013 году эта постановка приняла участие в международном фестивале «Новая болгарская драма» и была представлена на театральных площадках города Шумен и столицы Софии. Домой липчане вернулись с премией в номинации «Лучший иностранный спектакль». А чуть раньше «Полковник-птица» был снят для видеоархива в рамках проекта Министерства культуры РФ «Культурное наследие России. 200 лучших спектаклей». Вот так!

А теперь такое сообщение. Международный театральный проект «Славянский мост», разработанный Липецким государственным академическим театром драмы имени Льва Толстого, получил президентский грант. И стал ярким событием в жизни нашей области, посвящённым Дню славянской письменности и культуры. Фестиваль, на который приехали театральные деятели из Болгарии, Белоруссии, Донецкой Народной Республики и, конечно, из городов России, открылся 24 мая. На пресс-конференции, где журналистам рассказывали о программе фестиваля, присутствовал болгарский драматург Васил Станилов. Он признался, что в восторге от Липецка и гостеприимных коллег. Драматургу особенно приятно, что спектакль по его пьесе «Опера Мафиоза», поставленный Сергеем Бобровским, впервые покажут в Липецке в День славянской письменности и культуры.

А из русского Белгорода на фестиваль при­ехал спектакль «Сыновья моих братьев» по пьесе современного сербского драматурга Синиши Ковачевича. С большим удовольствием сообщаем о том, что поставила его Елена Оленина, чьё детство, по сути, прошло в нашем театре. Потому что Елена – дочь народной артистки России Ольги Александровны Овчинниковой, которая вот уже 35 лет играет на липецкой сцене.

Май 1983 года. Художественный совет театра принимает макет декораций к спектаклю «Дядя Ваня».

Май 1983 года. Художественный совет театра принимает макет декораций к спектаклю «Дядя Ваня».

Участники спектакля «Дядя Ваня» на гастролях 
в знаменитом МХАТе.

Участники спектакля «Дядя Ваня» на гастролях в знаменитом МХАТе.

Сцена из чеховского спектакля В. Пахомова 
«Три сестры».

Сцена из чеховского спектакля В. Пахомова «Три сестры».

А это Липецкие театральные встречи. На снимке слева вы видите В. Лакшина, известнейшего исследователя творчества Островского, Толстого и Чехова, о котором он снял пять телевизионных фильмов. Ну а Олега Ефремова вам представлять не надо.

А это Липецкие театральные встречи. На снимке слева вы видите В. Лакшина, известнейшего исследователя творчества Островского, Толстого и Чехова, о котором он снял пять телевизионных фильмов. Ну а Олега Ефремова вам представлять не надо.

Сцена из «Дяди Вани», поставленного 
С. Бобровским.

Сцена из «Дяди Вани», поставленного С. Бобровским.

Сцена из спектакля «Опера Мафиоза».

Сцена из спектакля «Опера Мафиоза».

Май 1983 года. Художественный совет театра принимает макет декораций к спектаклю «Дядя Ваня». Участники спектакля «Дядя Ваня» на гастролях 
в знаменитом МХАТе.
Сцена из чеховского спектакля В. Пахомова 
«Три сестры». А это Липецкие театральные встречи. На снимке слева вы видите В. Лакшина, известнейшего исследователя творчества Островского, Толстого и Чехова, о котором он снял пять телевизионных фильмов. Ну а Олега Ефремова вам представлять не надо.
Сцена из «Дяди Вани», поставленного 
С. Бобровским.
Сцена из спектакля «Опера Мафиоза».
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных