Сб, 17 Августа, 2019
Липецк: +25° $ 65.20 72.90

Пропорции духа

25.01.2019 08:00:24
Пропорции духа

Уж если человек увлечётся искусством, ему эту жажду не залить вовеки. А. Голубкина

Сегодня в рубрике «Сказ о скульптуре» – рассказ об удивительной девушке, которая благодаря своему таланту, труду, любви к искусству скульптуры стала выдающимся мастером, чьё имя вписано в историю русского и мирового изобразительного искусства. Речь о первой в России женщине-скульпторе Анне Семёновне Голубкиной (1864–1927). 24 января исполнится 155 лет со дня её рождения.

Уникальный «житель» Липецкого областного художественного музея – небольшое произведение из бронзы «Сидящая девочка». Оно создано Анной Семёновной Голубкиной в 1903 году – 115 лет назад! 

Хрупкая девочка, задумчиво склонив голову, сидит на холмике земли. Её формы плавны, текучи. Она – словно олицетворение стихии воды, но не бушующего грозного моря, а спокойной речки или журчащего ручья. Диву даёшься: как мастер сумел показать красоту мира всего в одной фигурке?..

Анна Семёновна родилась 24 января 1864 года в старинном городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской семье. Небольшой провинциальный город стал для неё своего рода «самоучителем народной мудрости». 

Семья ухаживала за огородом, держала постоялый двор. Жилось нелегко. Но места вокруг очень красивы: девочка росла среди лесов и полей, сказок и поверий.

Дед Анны, старообрядец, глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович Голубкин, сам выкупился из крепостной зависимости и выкупил свою семью. Он и воспитал Аню, ведь её отец умер, когда девочке было всего два года.

Конечно, Поликарпу Сидоровичу очень хотелось дать внучке образование. Но денег хватило только на обучение младшего из семерых детей, Семёна. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.

Уже в детстве Аня хорошо рисовала и лепила. Но лишь в двадцатипятилетнем возрасте огородница из Зарайска, заручившись согласием и скромной финансовой поддержкой семьи, поехала в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору в только что созданных Классах изящных искусств. 

Голубкину принимать не хотели. Но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и её приняли. Незаурядные способности девушки заметил известный скульптор и педагог Сергей Михайлович Волнухин. 

То, что Анна Голубкина сумела стать скульптором, можно считать настоящим чудом. Ведь два века назад женщине было крайне сложно овладеть профессией художника или учёного. В Академии художеств в первый же год, когда это дозволили женщинам, студенток было около десяти и на них смотрели с недоверием. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом!

Анна продолжила художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

С 1895 по 1899 год она трижды подолгу жила в Париже – законодателе художественных вкусов Европы. Посещала занятия Академии Коларосси. Работала в собственной мастерской, изучала технологию обработки мрамора. А с 1897 года пользовалась консультациями великого французского скульптора Огюста Родена, которого считала своим учителем. 

На Весеннем Парижском салоне в 1899 году Голубкину удостоили бронзовой медали Академии за скульптуру «Старость». Ни один русский скульп-тор до неё не получал этой награды!

В 1899 году Анна Семёновна вернулась в Москву. В 1902–1903 годах выполнила знаменитый рельеф «Пловец» над входом в Московский художественный театр, воплотивший идею мужественной борьбы человеческого духа с могучей стихией жизни. 

Её работы стали сенсацией на выставках, перед ней с глубоким почтением расступались прославленные художники-современники. Но художница спокойно относилась к славе и продолжала упорно трудиться. По-прежнему близки ей родной город и большая дружная семья. 

Анна Голубкина была мужественной, волевой и бескорыстной, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Принимала живое участие в человеческих судьбах. Организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. Когда в 1914 году в Музее изящных искусств открылась первая персональная выставка художницы, все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат.

Портретный жанр занимает центральное место в её наследии. В любой модели, будь то простой человек или знатный, Голубкина выявляла духовную сущность, внутреннюю красоту, подчеркивала силу духа. 

В своём творчестве она руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: «Нужно всё забыть, всё отдать». Иногда художница так увлекалась работой, что забывала даже о еде!

Сегодня скульптурные произведения Анны Семёновны находятся в крупнейших музейных собраниях в России и за рубежом. В Зарайске, в её родном доме, работает музей. А в московской мастерской в Большом Лёвшинском переулке создан Музей-мастерская Голубкиной. Это отдел Государственной Третьяковской галереи. В честь Анны Семёновны даже назван кратер на Венере!

Своим ученикам и ученицам мастер посвятила книгу «Несколько слов о ремесле скульптора», изданную небольшим тиражом в Москве в 1923 году. А начинается она такими словами: «Говорят, художнику надо учиться всю жизнь. Это правда. Но учиться не пропорциям, конструкции и прочим вещам, которые относятся к искусству так же, как грамотность к писательству. А другому, настоящему искусству, где – уже не изучение, а понимание и открытия…»

Надежда БЕЛЯЕВА, ведущий методист отдела «Музей современной скульптуры» Липецкого
областного художественного музея.


Напоминаем, ребята, что продолжается конкурс сочинений «Сказ о скульптуре». Внимательно рассмотрите фотографии. Выберите одну или несколько скульптур Анны Голубкиной и поделитесь своими впечатлениями о работах мастера. Ждём писем по адресу: milutsn@yandex.ru. Лучшие творения мы опубликуем, а их авторов весной пригласим на церемонию награждения.


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных