Вс, 25 Августа, 2019
Липецк: +24° $ 65.60 72.62

Некукольные истории

Алёна Кашура | 15.06.2010

С раннего утра Дениска сидел возле окна, с нетерпением высматривая деда. Он по- обещал внуку, что сегодня отведёт его в сказочное место. Правда, в какое именно, не сказал. И едва на дороге показалась знакомая фигура, мальчик выбежал из дома навстречу.

– Ну, пойдём знакомиться со знаменитыми актёрами! – хитро подмигнул дедушка. – Они приехали к нам из Москвы, из музея Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Дениска повесил нос.

– Значит, мы будем кукол смотреть? Но ведь это же для девчонок!

– Тогда сиди дома, если не хочешь помочь заколдованному Янеку, – деда зевнул с притворным равнодушием.

– Какому Янеку? – насторожился Денис.

И дедушка начал рассказывать...

Семья волшебников

...Много лет назад, в начале двадцатого века, жили на свете супруги-волшебники по фамилии Ефимовы. Правда, сами они о своих удивительных способностях не знали. Но лишь до поры до времени. Иван Семёнович был признанным мастером анималистической скульптуры (проще говоря, замечательно лепил зверей). А Нина Яковлевна иллюстрировала книги. Волшебница училась рисовать в школах Москвы, Петербурга, Парижа, но главное, умела фантазировать лучше нас с тобой вместе взятых.

Однажды фантазия Нины Яковлевны очутилась на неизведанных для неё просторах – волшебница заинтересовалась кукольным театром! Разумеется, оставаться простым зрителем она не собиралась. И понемногу стала учиться управлять марионетками. Следом за супругой кукольным театром увлёкся Иван Семёнович. Вот здесь-то и открылись волшебные силы Ефимовых! В 1918 году они создали «Театр Петрушек, марионеток и теней», который стал одним из первых профессиональных кукольных театров в России. Работали в нём лишь Иван Семёнович и Нина Яковлевна – сами были художниками, режиссёрами, актёрами. И при этом успевали давать сотни представлений в разных городах и весях. Много раз волшебники давали спектакли и в Липецком уезде.

Большая часть творчества Ефимовых была крепко связана с Александром Сергеевичем Пушкиным. Однажды забавы ради Иван Семёнович слепил бюст классика из снега!

Разумеется, и в театре имя Пушкина звучало постоянно. Как-то супруги-волшебники поставили пьесу-романс на слова юношеского стихо- творения поэта «Под вечер, осенью ненастной». И сделали куклу Александр Сергеевич...

– Деда, причём здесь Ефимовы и Пушкин, если надо выручать Янека? – не выдержал Дениска.

– А ты слушай дальше!..

Странствия марионетки

...Как-то раз в далёком городке Ефимовы показывали ту самую пьесу-романс. Александр Сергеевич находился на сцене, сопереживая остальным персонажам. И надо же было случиться, что среди зрителей оказался Янек – мальчишка, который страшно не любил Пушкина! Он не мог выучить его стихи и из-за этого получал двойки в школе.

Янек решил: «Не могу отомстить писателю за свои мучения, так хоть кукле голову откручу». Когда спектакль закончился, сорванец пробрался за кулисы, схватил Пушкина и... сам превратился в марионетку. В тот день было 6 июня – день рождения Александра Сергеевича.

Поздним вечером, собирая реквизит спектакля, Ефимовы нашли марионетку на полу и оставили у себя. А ночью заколдованный мальчик вдруг увидел, что куклы... ожили! Все столпились вокруг Янека и хотели оттаскать его за уши, чтобы впредь не откручивал артистам головы. Но за новенького вступился сам Пушкин. Он оказался необидчивым.

Много лет мальчик путешествовал с театром волшебников Ефимовых. Он почти уже свыкся с кукольной жизнью, когда умерла Нина Яковлевна. А спустя одиннадцать лет ушёл из жизни Иван Семёнович. И Янека с другими артистами передали музею театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Конечно, маленький актёр очень тосковал по Ефимовым. Но и в музее театра ему понравилось. Едва ли не каждую неделю там появлялись новички: куклы монгольского обряда «Цам», алтарные криппы 14-го века из Италии, персонажи комедии о Петрушке. Постепенно собралась коллекция кукол, которые вместе с людьми выступали на фронтах Гражданской войны и Второй мировой. И коллекция всё время пополнялась...

На счастье Янека, все артисты, независимо от происхождения, говорили на одном языке – кукольном. И мальчишка ночи напролёт слушал их рассказы о дальних странах и удивительных обычаях. В результате он выучил историю и гео- графию. А ещё узнал, как менялось устройство театральных кукол. К примеру, до начала 20 века в Европе артистов надевали на руку, как перчатку, или дергали за ниточки (это и есть марионетки). А в 1930-е годы, для того чтобы куклы двигались на сцене, стали использовать трости.

Сейчас в музее хранится около четырёх тысяч театральных кукол более чем из 50 стран! Эта коллекция по праву считается одной из крупнейших в мире. Часть артистов путешествует по белому свету, ведь многим людям интересно с ними познакомиться! В конце мая группа представителей этого уникального музея приехала в Липецк. И именно в тот дом, в котором жили Нина Яковлевна и Иван Семёнович Ефимовы, когда в начале 20 века приезжали на гастроли в Липецк. Сейчас этот дом – Дом Мастера Виктора Сорокина, народного художника России.

Сила искусства

За разговором дедушка и внук подошли в Дому Мастера, где проходила выставка. Они поднялись по лестнице и очутились в сказке... Увидели теневых кукол Ефимовых, Мубарака из Ирана и французских танцовщиц, которые выступали в студенческом театре. Дедушке очень понравился самурай из японского города Киото. А Дениска всё никак не мог налюбоваться Осликом.

А потом они увидели Янека. И сразу поняли: это тот самый заколдованный артист!

– Как же его спасти? – воскликнул мальчик.

– Очень просто, – ответил деда. – Помнишь, из-за чего Янек превратился в куклу? Так вот, чтобы всё исправить, надо выучить как можно больше стихотворений Пушкина!

Глаза у внука загорелись, он взял дедушку за руку и потянул к выходу. Ему не терпелось достать с полки томик Пушкина. Но одному Дениске будет сложно разрушить чары. Помогите ему, дорогие читатели! Пусть Янек вернётся домой...

Фото автора

Фото автора

Фото автора
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных