Ср, 17 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Один урок из "УЧИТЕЛЯ ГОДА"

Софья Милютинская | 06.04.2010

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Последний раз я сидела за партой почти тринадцать лет назад. И, посматривая на нынешних учеников с высоты прожитой чёртовой дюжины, думала, что и школьную-то программу знаю-то назубок, и учиться-то в доме знаний мне больше нечему. Но… права была Джейн Эйр, тысячу раз права! Преимущество одного человека перед другим измеряется не годами, а опытом и уроками этих лет. И хотя уроков в моей жизни было уже немало, я благодарна судьбе ещё за один, усвоенный благодаря первому этапу областного конкурса «Учитель года-2010».

Сейчас, когда я пишу эти строки, объявлены результаты только первого этапа. На нашей Доске почёта вы видите имена пятерых финалистов, 31 марта они боролись за звание абсолютного победителя. А вы, дорогие читатели, открыли этот выпуск 6 апреля, когда позади уже и второй, заключительный, этап. Теперь вы понимаете, почему на этих страницах я не назвала абсолютного победителя. Когда выпуск сдавался в печать, он ещё не был известен.

Урок, о котором я расскажу, прошёл в липецком 66-м экологическом лицее. Как, впрочем, и остальные девятнадцать открытых уроков, которые дали учителя городов и сёл нашей области. Согласитесь, задача не из простых – за сорок минут объяснить незнакомым ребятам новую тему, да ещё так, чтобы эта тема их увлекла…

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

В ожидании звонка я села за последнюю парту. Вспомнилась басня о лебеде, раке и щуке. Подумала, что лебедь – это образ учителя. Он мечтает открыть ребятам высокий мир знаний и тянет воз в облака. А рак – нынешние старшеклассники – в ответ пятится назад. Недаром старушки около подъездов хором сетуют на то, что молодёжь сегодня растёт, как трава в лесу: день пройдёт – и ладно. Щука, спешащая в воду, – родители. За семейными ужинами говорят о том, что вести себя надо, как в книжках написано, а чем родное чадо живёт и куда пятится, не разумеют. То ли времени не хватает во всём разобраться, то ли просто не видят, что «воз и ныне там».

…Прозвенел звонок. В кабинет вошёл девятый класс, а через минуту – учитель истории и обществознания школы села Братовщина Долгоруковского района Елена Ивановна Гусак. На доске – тема урока: «Социалистический реализм». На партах, кроме тетрадей и остальных атрибутов школьника, – фотографии известных скульптур середины прошлого века. Навожу глазок фотоаппарата: на первой парте «поселились» «Рабочий и колхозница». Рядом – памятник Максиму Горькому, установленный в Нижнем Новгороде. Позади – композиция «Мир» на куполе Волгоградского планетария…

Урок начался, «лёд тронулся», а что случилось с возом, говорить пока рано. Елена Ивановна стала рассказывать о том, что работы, которые ребята видят на фотографиях, принадлежат известному в прошлом веке скульптору – Вере Мухиной. Именно эти памятники можно назвать конкретным примером социалистического реализма.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Услужливый свидетель – память – сразу же нарисовала в воображении заставку советского кино, снятого на студии «Мосфильм». На тёмном фоне появляются «Рабочий и колхозница». Мы, школьники восьмидесятых, воспринимали это как своеобразный знак качества – будет интересно. Не зная, как называется студия, ориентировались на памятник Мухиной (не всегда, впрочем, вспоминая её фамилию). А на что смотрят нынешние школьники, упиваясь кровопролитными картинами, после которых в глазок собственной двери заглянуть страшно?

Помню, как я снисходительно улыбалась в ответ отцу, когда он возмущался моим незнанием кинематографа 30-х годов. «Папа, сейчас совсем другое время, мы подкованы иначе, – внушала я. – Вот ты, к примеру, не знаешь современной эстрады». – «Но без вчера нет завтра!» – отвечал он…

И вот теперь, глядя на нынешних девятиклассников, я снова вспомнила, как переживал отец, видя мою улыбку. Сейчас они тоже начнут доказывать, что «подкованы иначе». Что картины, скульптуры, фильмы того далёкого времени давно канули в Лету и люди живут совсем другими заботами…

ВЧЕРА И ЗАВТРА

…Елена Ивановна включила несколько фонограмм старых советских песен. «Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…» Члены жюри, сидящие, как и я, за задними партами, тихонько подхватили знакомые слова. И было заметно, что к каждому из взрослых вслед за песней пришло воспоминание о стройотрядах, субботниках, чёрно-белых «Весёлых ребятах», на которых ходили по двадцать раз и сходили бы в двадцать первый.

А старшеклассники, напротив, сидели молча, ведь у них не было этих воспоминаний. Но лица мальчишек и девчонок отнюдь не казались снисходительно-улыбающимися…

Когда смолкли последние аккорды и Елена Ивановна спросила, кому из ребят знакома песня, неожиданно поднялся лес рук. Старшеклассники заговорили. Они рассуждали об основных чертах социалистического реализма. И что удивительно: в каждом ответе звучала семейная история. У одного «Марш весёлых ребят» пела бабушка. У второго – дедушка осваивал целину, и песня помогала ему работать…

Эпоха, которую не застали эти мальчишки и девчонки, была жизнью родных им людей. Конечно, можно сослаться на то, что сейчас другое время, и не слушать рассказы родителей. Но они слушают, понимая, что без вчера не настанет завтра.

***

Прозвенел звонок. И девятиклассники опять удивили. Они подарили Елене Ивановне букет роз – в благодарность за знакомство, интересный урок и искренний разговор.

Конечно, можно возра- зить: мол, этот красивый жест наверняка подсказали взрослые. Может быть, и так. Но, если бы лебедь рвался в облака, щука тянула в воду, а рак пятился назад, подсказка вряд ли была бы услышана и так красиво воплощена...

И – о мастерстве учителя. Елена Николаевна не просто предложила интересную тему урока. Она сумела сделать так, чтобы эта тема вызвала отклик.

Заканчивая записи, хотела бы сказать ещё вот что. Конечно, двум разным эпохам не дано встретиться. И так устроен мир, что разные поколения видят разную историю. Но мой папа был прав. Без вчера не настанет завтра. Главное – чтобы отцы и дети слушали и слышали друг друга. И тогда все уроки об эпохах пойдут впрок.

ФИНАЛИСТЫ "УЧИТЕЛЯ ГОДА"

Елена Ивановна Гусак, учитель истории школы села Братовщина Долгоруковского района;

Ольга Васильевна Аксёнова, учитель начальных классов школы села Хрущёвка Липецкого района;

Дмитрий Сергеевич Киселёв, учитель информатики школы села Песковатка Грязинского района;

Юлия Николаевна Плотникова, учитель английского языка школы № 2 села Каликино Добровского района;

Нина Васильевна Павлова, учитель истории гимназии № 12 г. Липецка.

Фото автора

Фото автора

Фото автора
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных