Вт, 20 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Железнодорожная романтика

Павел Жуков | 06.04.2010

Взгляните, какую карикатуру неизвестного автора я недавно увидел в Интернете. Называется она «Верные друзья». Два здоровенных дяди. Один – в белоснежном кителе с золотыми пуговицами, седые усы, трубка – налицо все признаки капитана дальнего плавания. Другой – в грязной спецовке, лицо в копоти, в глазах усталость и грусть. Это железнодорожник.

Но ведь образ машиниста – сродни образу моряка – окутан романтикой. А где же она на этом рисунке?..

За ответом я отправился в елецкий профессиональный лицей № 1.

…У главного входа густо росла «роща» железнодорожных знаков. Вдоль стен стояли рельсы. А в кабинетах грызли гранит науки будущие «короли локомотивов». Я познакомился с Антоном Марсовым и Романом Иванниковым.

Оказалось, они подружились здесь, в лицее. А когда учились в школе, то профессию машиниста представляли примерно так же, как и я, – суровый грохот шпал и романтика рельсов. Но уже в первые дни учёбы поняли, что к этому образу нужно добавить прочные знания математики, физики, механики (релятивистской и нет) и сопротивления материалов. Да ещё изучить спецпредметы: правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, вождение поездов, манёвры, пожарную безопасность...

Кроме того, если ты поступил в лицей – не значит, что будешь непременно машинистом. У каждого «водителя», к примеру, должен быть помощник, на плечах которого ремонт локомотива в пути, посадка-высадка пассажиров и много чего ещё. И сначала нужно выучиться именно на помощника, отработать в этой должности три года, а уж потом шагать дальше по служебной лестнице.

«Суха теория, мой друг», теперь расскажу и о практике. То есть о тренажёре, с которым каждый день «общаются» лицеисты. Это программный комплекс, состоящий из важнейших узлов локомотива. Тут и пульт машиниста, и панель приборов, и тормозные системы.

Вот ты в «кабине». Перед глазами пульт управления. На экране высвечивается участок пути. Гудок – твой «локомотив» тронулся... Рядом находится инструктор, который вмешивается в действия машиниста, проверяя его профессионализм. Имитирует различные сигналы светофоров, препятствия на пути, неисправности... Ситуации максимально приближены к реальным, от твоих мастерства и смекалки зависит судьба поезда и, конечно, будущих пассажиров.

Антон и Роман справляются с заданиями – когда лучше, когда хуже... Пока не хватает опыта и смелости принять быстрое решение. Но в запасе у лицеистов ещё несколько месяцев…

Глядя на них, я вспоминал того самого железнодорожника с карикатуры. Но не потому, что Антон и Роман похожи на него, – вовсе нет. А потому, что понял: карикатура не во всём верна. И капитан, и машинист – люди суровой судьбы. Профессии обоих наполнены романтикой и риском, требуют огромной силы воли и мужества – неспроста рисунок назван «Верные друзья». Но в чём тогда секрет улыбки первого и грусти второго? Мнений может быть много. Мне кажется, что у машиниста в тот день было не очень хорошее настроение. Может быть, он просто устал. А как по-вашему?..

"Верные друзья"

"Верные друзья"

Антон Марсов

Антон Марсов

Роман Иванников

Роман Иванников

"Верные друзья" Антон Марсов Роман Иванников
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных