Чт, 23 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Воскресение Христово

06.04.2010

Пасха – Воскресение Иисуса Христа – самый главный праздник Православной Церкви. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов в своих книгах сообщают, что Иисус Христос, в пятницу распятый и умерший на Кресте, на третий день воскрес из мёртвых. С тех пор этот день недели получил название – воскресенье.

Важно помнить, что Иисус Христос является Спасителем не только людей, живущих на земле, но и тех миллиардов людей, которые после смерти стали узниками ада. Очутиться в аду можно было лишь через смерть, с этой целью Иисус Христос добровольно отдал Себя в руки убийц, чтобы, умерев, проникнуть в преисподнюю, встретиться там с душами умерших людей и проповедать им спасение, то есть позвать их за Собой в рай.

Вашему вниманию предлагается рассказ об этом таинственном событии, составленный на основании проповеди святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (IV в.), произнесённой им в Страстную Субботу накануне Пасхи.

Сошествие Христа во ад

Каждый раз, когда на земле заканчивалась жизнь какого-либо человека, ад открывал свои врата и поглощал покинувшую тело человеческую душу как свою очередную добычу. За тысячелетия здесь накопилось несметное количество людских душ, обречённых терпеть вечные страдания без надежды на перемену своей участи. Но некоторые из них верили, что Бог не бросит их, что придёт и спасёт их от вечных адских мук. У каждой новой души, очутившейся во аде, они спешили узнать, не появился ли на земле их Спаситель.

И вот, когда в очередной раз ад поглотил новую жертву, мрачные темницы преисподней огласились стонами новоприбывшей души:

– Что за страшное место? Здесь ещё хуже, чем на жестокой Голгофе, где меня до смерти замучили беспощадные распинатели. И за что? За то, что я мечтал стать счастливым и богатым. Да, мне пришлось грабить и убивать людей, но они сами виноваты: не хотели добровольно отдавать мне свои деньги. Какой ужасный конец! Но ещё ужаснее были свирепые демоны, которые сразу набросились на мою бедную душу, едва она покинула тело, и ввергли сюда. Что ждёт меня здесь? Куда я попал?

На отчаянные вопли из мрака преисподней вышли к нему души умерших людей, увидев которых несчастный в испуге закричал:

– Кто вы? Вы – демоны? Не мучайте меня!

– Нет, мы не демоны, мы – люди! – отвечали души.

– Я – Адам, родоначальник людей на земле. Я – Ной, я построил Ковчег, чтоб спасти людей, животных и птиц от Потопа. Я – Авраам, отец всех верующих. Я – Моисей, я записал Заповеди Божии. Я – Давид псалмопевец, – так о себе один за другим рассказывали явившиеся. – Скажи нам и ты, кем ты был на земле?

– Я – разбойник, за убийства осуждённый на смерть, – отвечал тот. – Но почему все вы здесь, в этом ужасном месте?

Адам сказал:

– Обманутый змеем-диаволом, я отрёкся от Бога-Творца, стал рабом сатаны, утратил бессмертие, обрёк сам себя и потомство своё на вечную муку во аде. С тех пор все рождённые люди, свой срок прожив на земле, по смерти душою нисходят сюда, во аде страдать за все злые дела, совершённые ими. Но Небесный Отец обещал нам Спасителя мира послать. Веками Его терпеливо мы ждали и знаем, что ныне уже Он живёт на земле и имя Его Иисус.

Разбойник в ответ с недовольством сказал:

– Напрасно вы ждёте спасенья. Я видел Его, беспомощного, на смерть осуждённого вместо Вараввы-убийцы. Он распят был рядом со мною за то, что Себя Сыном Божьим назвал. Когда я Ему предложил доказать это тем, чтобы Он Сам сошёл со Креста и нас, с Ним распятых, от муки избавил, так Он ни Себе, ни другим был не в силах помочь. Он умер. Он вам не поможет.

Тогда воскликнул Иоанн Креститель:

– Не говорил ли я вам, что Христос уже близко?! Там, в земной жизни, я своими руками крестил Его в струях Иорданских. Как на земле я предшествовал Ему, так и здесь, во аде, я благовествую вам Его скорое пришествие.

Вдруг послышался грохот открывающихся адских дверей, и появился диавол, напуганный, словно беглец. Спустившись во ад, он вскричал:

– Ад! Запри поскорее за мною врата! Меня преследует Сын Божий! Ни за что не впускай Его внутрь, иначе Он свяжет меня и тебя разорит, и души людские от муки избавит.

Ад отвечал:

– О, треклятый Веельзевул! Не говорил ли я тебе: оставь Его, не трогай Его? Пусть бы Он царствовал на земле, зато ты бы господствовал во аде. Но тебе было этого мало. И вот теперь по вине твоей алчности мы всё потеряем!

Отвечал диавол:

– Я был обманут, Он перехитрил меня! Сколько раз искушал я Его, уговаривал, если Он – Сын Божий, то пусть прямо об этом объявит, докажет каким-нибудь чудом великим своё превосходство: превратит камни в хлебы, по воздуху пусть полетит. Но Он не поддался ни разу моим искушеньям. Я настраивал против Него всех людей, я предателем сделал Иуду.

Тут послышались сильные удары в адские врата.

Диавол вскричал:

– Это Он! Не впускай Его, ад!

Ад горестно отвечал:

– Как же ты не узнал Сына Божия? Зачем ты искал Его смерти?

– Разве мог я такое представить, что Творец может стать человеком? – в оправданье диавол сказал: – В Гефсиманском саду я услышал, как Он молил Бога о том, чтобы чаша страданий Его миновала. Если смерти боится Он, значит, Он – не бессмертный, а обычный плотской человек, так решил я. И как ликовал, предвкушая отмщенье воздать за всех бесов моих, беспощадно Им изгнанных из бесноватых, за всех грешников, коих отнял у меня Он через их покаяние! И как я обманулся! Едва я коснулся Распятого, чтобы взять Его душу, как блеск нестерпимого света с Креста ослепил меня. Ныне спешу я уйти от Него в глубину преисподней.

Схватив душу разбойника, диавол увлек её с собой на дно ада в Аваддон.

Между тем стук в двери ада раздавался всё громче. К ним прибавились грозные голоса Ангелов Небесных:

– Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Ад с неохотой отвечал:

– Кто этот Царь славы? Не знаю никакого Царя славы.

Но Ангелы настойчиво продолжали:

– Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в сраженье. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!

Ад не желал подчиниться и лишь повторял свой вопрос:

– Кто этот Царь славы?

– Господь Небесных Сил, Он есть Царь славы! – возгласили Ангелы (Пс. 23, 7-10).

Томящиеся в аде души тоже стали требовать:

– Открывай, ад, свои двери! Это Господь наш пришёл за нами!

Но псалмопевец Давид обратился ко всем с такими словами:

– Послушайте меня! Ад сам никогда не откроет свои врата. Когда я жил на земле, я предвидел это и написал, что «во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67, 21) и что Он Сам «сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Пс. 106, 16).

И действительно, Господь Сам приступил и разрушил врата ада, сошёл в глубины преисподней, настиг диавола и сковал его на тысячу лет (Откр. 20, 2), благовестил душам, томящимся во аде, спасение и сказал им:

– Следуйте в рай!

И они с пением псалмов начали с радостью совершать своё восхождение из ада на небеса:

– Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99, 4).

Войдя через отверстые врата рая, Адам и Ева со слезами радости и благодарности Богу вспоминали, как они до грехопадения обитали в Эдемском саду. А остальные, впервые оказавшись в раю, удивлялись неописуемой его красоте, которой око не видело, о которой ухо не слышало, которой не могло вообразить никакое человеческое сердце (1 Кор. 2, 9).

И вдруг они увидели в раю незнакомого человека.

– Кто ты? – с удивлением спросили его святые. – Как ты оказался здесь прежде всех нас? Ты не похож ни на кого из праведников.

Со смирением отвечал им оказавшийся первым в раю человек:

– Вы правы, действительно, я далёк был от жизни святой, ибо на земле жил грабительством, за что и был осуждён на распятие со своим товарищем. Но, подвергнув меня справедливо заслуженным крестным страданиям, мои судьи невольно оказали мне великое благодеяние, распяв меня рядом с невинным Страдальцем Иисусом Христом. Услыхав, что распятый такой же грабитель, как я, глумится над Ним, я того устыдил, а у Господа кротко просил помянуть меня в Царстве Его: для меня это было бы по смерти большим утешеньем. В муках вечных я тоже мог бы Его вспоминать, как Он рядом со мной на Кресте за чужие грехи умирал. Думал я, что Он не услышит меня, но Он тихо ответил: «Ныне будешь со Мною в раю». И когда душа моя отлетела от тела, Он, сияя как солнце, дал мне в руки знаменье Креста и велел показать его Херувиму, охраняющему двери рая. Я отправился в путь. Херувим, грозный видом, с обращающимся пламенным оружием преградил мне к раю дорогу. Но я показал ему Крест – знак Иисуса, и он тотчас впустил меня в рай. Здесь искал я людей, изумляясь тому, что пустуют обители рая. Вдруг увидел я двух убелённых сединами старцев. Они так же, как вы, с удивленьем меня вопросили:

– Как сюда ты вошёл? Поведай, за какие заслуги ты в рай был допущен?

Со стыдом я молчал и не мог найти слов подходящих, но потом я вздохнул и сказал:

– Сам Господь меня в рай сей направил. Но скажите мне, кто вы? И где же все люди?

– Я – Енох, – сказал первый из них. – Я жил до Потопа и живым взят на небо.

– Я – Илия, – добавил второй. – Я жил в царстве Израильском. В колеснице, горящей огнём, вознесён был сюда. Мы при жизни везде и всегда сознавали себя в присутствии Бога Живого. А людей нет в раю с той поры, как Адам согрешил. После смерти все души людские тоскуют во аде, ожидая Мессию. Из людей только нас двоих смерть не коснулась до времени. Расскажи нам и ты, в чём же добром сумел ты себя показать, когда жил на земле? Ты – не пророк Моисей, ибо он гугнив и медленноязычен. Ты – не Аарон, ибо он Божий священник. Ты по виду больше похож на грабителя. Неужели ты собрался и в раю воровать? Мало тебе было красть на земле, хочешь ещё похищать и небесное? Не из зависти или подозрения вопрошаем тебя, но мы хотим знать правду.

– И я поведал им о себе всё то, что сейчас рассказал вам, – завершил свой рассказ пред святыми благоразумный разбойник.

И тогда все прославили Бога за Его безмерную милость ко всем людям, Который не только праведным, но даже великим грешникам дарует спасение.

А Господь Иисус Христос, разрушив ад, освободив из него души умерших и поселив их в раю, на третий день воскрес из мёртвых.

Явившись Своим ученикам, Он отправил их по всей земле проповедовать Евангелие, Крещением очищать грехи людей, через Причащение приобщать их к Источнику Вечной Жизни.

Прославляя Его, Православная Церковь поёт пасхальный гимн: «Христос воскрес из мёртвых, Своею смертью победил смерть и находящимся в гробах вечную жизнь даровал!»

(Пасхальный гимн по-славянски: Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав).

Некоторые пояснения

За стенами города Иерусалима, на горе Голгофе, на крестах распяли трёх человек – двух разбойников, а между ними Иисуса Христа. Один из разбойников, распятый слева от Христа, не только не сочувствовал Ему, но ещё и ругал Его. Другой, висевший на кресте справа от Иисуса Христа, напротив, признавая себя виновным, не роптал на свою участь. Но, распознав в Невинном Страдальце Сына Божия, смиренно попросил Его: «Помяни меня, Господи, когда придёшь во Царствие Твое». Согласно Церковному Преданию, именно этот благоразумный разбойник самым первым из людей вошёл в рай.

На православных изображениях Креста нижняя перекладина (на которую опирались ноги Спасителя) косая и напоминает коромысло весов. Со стороны злого разбойника перекладина своим концом направлена вниз, а со стороны разбойника благоразумного – вверх. В церковной молитве говорится: «Господи, Крест Твой стал мерилом (весами) между двумя разбойниками: один тяжестью хулы низводится во ад, другой через покаяние легко восходит в рай».

Всех ли вывел из ада Христос? В богослужебных текстах говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свободша» (и от ада всех освободившего); «ныне вся исполнишася света, небо же, земля и преисподняя» (ныне всё наполнилось светом, небо, земля и преисподняя). Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, принудительно не заставляет идти в рай, во аде остались только те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Победоносное сошествие Иисуса Христа во ад и Его Воскресение освободили людей от страха перед силой зла. Христиане не боятся смерти, демонов, магии, колдовства, привидений. Христиане отвергают суеверия (не боятся чёрных кошек, пустых вёдер, понедельников, числа 13 и прочего). Христиане веруют во всепобеждающую силу любви Воскресшего Христа!

Анджелико Фра. Сошествие во ад.

Анджелико Фра. Сошествие во ад.

Снятие с креста. Палех. XVIII в.

Снятие с креста. Палех. XVIII в.

М. Н. Воробьёв. Интерьер церкви на Голгофе. 1821 г.

М. Н. Воробьёв. Интерьер церкви на Голгофе. 1821 г.

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.

Явление Христа ученикам в день Воскресения.

Явление Христа ученикам в день Воскресения.

Анджелико Фра. Сошествие во ад. Снятие с креста. Палех. XVIII в. М. Н. Воробьёв. Интерьер церкви на Голгофе. 1821 г. А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Явление Христа ученикам в день Воскресения.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных