20 ноября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
www.goldkey.lpgzt.ru - Золотой ключик - Путешествие по земле русского языка Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание
Путешествие по земле русского языка 

"Духовная таблица Менделеева"

20.11.2018 "Золотой ключик".
// Путешествие по земле русского языка

Через неделю, ребята, исполнится 108 лет с того дня, как на маленькой станции Астапово умер великий писатель, педагог, философ Лев Николаевич Толстой. Его не стало, а труды этого мудрого человека остались. И сегодня, когда мы не мыслим свою жизнь без чудес техники, значение слова Толстого не уменьшилось. Ведь он говорил о главных силах, что движут человеком во все времена, – о добре и зле, о любви и ненависти...


Недавно в Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского приезжал Виталий Борисович Ремизов – профессор, заслуженный учитель России, руководитель комплекса музеев Толстого, человек, восстановивший дом-музей в Астапово. Он представил две своих новых работы – об уходе Толстого из Ясной Поляны и о педагогике великого писателя.


Прочитайте, дорогие ребята, интервью с Виталием Борисовичем. Это пригодится вам на уроках литературы и русского языка. И не только...


– Виталий Борисович, как началось Ваше увлечение произведениями Толстого?


– Ещё в школьном возрасте прочёл «Детство». Я лежал в больнице и тихонько, под одеялом, прочитал книжку. Она поразила меня! Совершенно другая жизнь, иное отношение к ней... Потом была «Война и мир». А в студенческие годы, накануне поездки в Ясную Поляну, я увидел сон: Лев Толстой в своей комнате, спальне, берёт мои руки в свои. Всю эту обстановку я увидел в реальности в усадьбе, хотя ни разу там не был. И подумал: как хорошо здесь работать! Для меня этот сон стал особенным знаком, и я совершил невиданный по тем временам поступок – с четвёртого курса университета перевёлся на заочное отделение и уехал трудиться экскурсоводом.


– А затем стали директором комплекса музеев Толстого...


– Действительно, в Ясной Поляне я прошёл путь от экскурсовода до заместителя директора по науке, преподавал в Воронежском государственном университете. Потом появилась научная лаборатория «Школа Толстого» при Тульском институте развития образования, а затем было уже директорство над всем комплексом музеев – в Москве, Ясной Поляне и Астапово.


– В Астапово Вы восстанавливали всё фактически с нуля, верно?


– Да. Когда я в 2001 году я посетил станцию, застал хаос: дом полуразвален, фонари на площади сломаны, много мусора. Я дал себе слово сделать всё, что в моих силах. Много говорил с жителями Липецкой области, работниками российской железной дороги, боролся даже с жучком на стенах музея. И к 2010 году мы завершили реставрационные работы. Музей не просто восстановили, теперь он соответствует стандартам нового времени. Полностью сохранена обстановка комнаты, где умер Толстой, – обои, полы, интерьер. А в других комнатах установлены мультимедиа, которые позволяют вести видеотрансляции. Появился культурно-образовательный центр – он даёт возможность проводить выставки, конференции. А ещё кинозал, гостиница, кафе. И сейчас, спустя 8 лет, я вижу, что всё это бережно сохранено, в цветах, радует глаз.


– Виталий Борисович, расскажите, пожалуйста, о своём проекте «Чаша жизни». Эта уникальная разработка позволила доказать, что педагогика Толстого действенна и в современных условиях.


– Идея «Чаши жизни» навеяна и педагогикой Толстого, и его знаменитой «Азбукой», желанием найти в школе отдушину и для взрослых, и для детей. Эту программу я сделал полностью по детским вопросам. Ребёнок задаёт немыслимое количество «почему?» и «отчего?», от которых мы отмахиваемся, считая их нелепыми. А ему интересно всё: что такое небо, как создан мир, что такое добро и зло. И мы сделали программу, которая состоит из 9 блоков и 462 тем. Я называю её «духовной таблицей Менделеева». В ней – все этапы роста человека, его духовного взросления.


– А как выглядят ваши уроки?


– В своей «Азбуке» Лев Николаевич уделил особое внимание пословицам и поговоркам. Большинство из них вызывает трудность у детей любого времени. Так вот, на уроке пословица должна стать толчком к раздумьям. Например, «век прожить – не поле перейти». Я предлагаю ребятам рассказать о препятствиях, что встречаются в жизни. Составить рассказ о человеке, пережившем трудную ситуацию. Или «тонко прясть, долго ждать». Здесь надо подумать, когда от человека требуется усердие, кропотливость, терпение. А можно ли важную работу делать «тяп-ляп»?


Так, через пословицы, мы говорим о планете, мире, родине, доме на простом и понятном языке.


– Виталий Борисович, давайте попробуем приоткрыть читателям тайну педагогики Толстого. В чём секрет её мудрости?


– В особой роли учителя и ученика, в отношении к ребёнку. Педагогика Толстого учит тому, что дети не похожи, и к этому надо быть готовым. Не предлагать разным детям разные задания, а понимать, что у каждого ребенка свой опыт и предназначение. Один может освоить урок сегодня, второй – только завтра. Мы этого часто не понимаем. Нам надо всё и сразу, а ребёнку нужно время. И ещё – Толстой был убеждён, что детей нельзя делить на хороших и плохих. Не надо спешить наклеивать ярлыки. Ведь дети такие, какими мы, взрослые, их воспитаем.


Интервью у Виталия Борисовича


взяла Елена Анатольевна ЕГОРОВА,


пресс-секретарь Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского.


 
  Вверх