Пн, 22 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Скептики в пролёте

Павел ЖУКОВ | 30.03.2017

Когда-то для школьников компьютерные классы были в новинку. Они водили по старенькой, затёртой географической карте деревянной указкой, а сочинения не проверяли в документе Word. Но прогресс не стоит на месте. Уже к 2012 году около двадцати процентов школ Липецкой области начали работать с разными информационными системами. Например, с «Дневник.ru» или «БАРС.Web-Образование». А к 2014 году в нашем регионе были созданы необходимые условия для этой электронной услуги во всех школах.

Сколько же было едких и колючих мнений среди учителей, учеников и вообще представителей сферы образования насчёт электронных дневников и журналов. Мол, для города – это ещё, возможно, и подойдёт. Но точно не для села. Ведь сельской маме гораздо проще разузнать об успеваемости своего ребёнка, заглянув в гости к учителю. Да и домашние компьютеры в начале 2000-х годов были у единиц. Поэтому перспективу новой услуги ставили под серьёзное сомнение.

Но прошло чуть более десяти лет. И что мы видим? Найти сейчас хотя бы одного школьника без компьютера, планшета или смартфона невозможно. Все эти гаджеты стали неотъемлемой частью жизни и взрослых людей, и детей.

Постепенно родители поняли, что электронные дневники и журналы – штука-то очень даже удобная. Получаешь индивидуальный логин, пароль – и вуаля! Все успехи и неудачи твоего чада как на ладони. Плюс различная дополнительная информация: домашние задания, родительские собрания, важные общешкольные темы. При этом доступа к персональным данным родителей ученика в журнале нет. Переживать на этот счёт не стоит.

Скептики и романтики, конечно, могут заявить, что с этими электронными технологиями в школе напрочь исчез дух авантюризма. Ведь теперь ученик, получивший «гусака», не сможет украсть журнал, подправить оценку или «потерять» дневник. В общем, пространства для нехорошего манёвра, которым могло воспользоваться поколение мам и пап нынешних школьников, не осталось. Это немного грустно. Исчез, скажем, целый «культурный пласт». Но, с другой стороны, не возникают проблемы из-за необдуманного поступка (запомните это мнение, к нему я ещё вернусь).

Приведу пример из своей школьной жизни. Мой одноклассник Дима был не силён в английском языке. «Не силён» равносильно слову «совсем». Хотя родители считали, что их сын просто ленится. Наняли репетитора и мучили мальчишку как могли. А он всё равно не получал оценок выше «тройки». Итоговый балл у него был соответствующий. Понимая, что родители за такое не похвалят, Дима в дневнике исправил «тройку» на «четвёрку». И все были довольны. До определённого момента. Думаю, не нужно объяснять, как сильно ему досталось, когда родители узнали правду…

Одно время было модно утверждать, что современным школьникам живётся гораздо проще, чем их предшественникам. Ведь наши прабабушки и прадедушки топали в школу за десять-пятнадцать километров пешком, одевшись в громоздкие тулупы и валенки. А писали они чернилами на газетах. И ничего, как-то учились, причём даже хорошо. А современным ребятам созданы все условия для получения образования. Вот они и бесятся с жиру. Слишком много у них помощников, особенно электронных.

Но мир меняется и к нему нужно подстраиваться. Согласитесь, сотовое средство связи, которое может предупредить об опасности, гораздо эффективнее, чем колокол на сторожевой башне.

Вспомните, точно так же в штыки когда-то воспринимали и «умные доски» с проекторами. А потом ничего, привыкли. Более того, поняли, что интер­активные «штуки» действительно нужные и полезные, они открывают большие возможности. Нужно было лишь научиться всем этим пользоваться.

Не оправдались и мрачные предсказания скептиков по поводу необходимости электронных дневников и журналов в сельских школах. Взять для примера хотя бы школу села Донское Задонского района. Там одними из первых в нашей области начали работать с инновационной системой.

Сервис «Дневник.ru» прижился в Донской школе очень быстро. Людмила Анатольевна Селищева, занимающая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе (сейчас она директор этого дома знаний), быстро оценила перспективы системы. И хотя на педагогов легла дополнительная нагрузка (приходится заполнять как бумажные дневники и журналы, так и электронные), отчёты об успеваемости и посещаемости делать стало проще. Плюс рейтинг классов у всех учащихся на виду. А ещё электронный дневник способствует повышению дисциплины. Ведь учитель выкладывает в Сеть домашнее задание, поэтому отговорка «не записал» уже не срабатывает.

В липецкой гимназии № 64 пошли ещё дальше, поскольку электронные журналы и дневники там стали своими быстро. Здесь, наверное впервые в нашей области, освоили услугу – SMS-дневник. Функция эта платная и подключается по желанию. Работает сервис таким образом: учитель заполняет специальные табели – домашнее задание, оценки за зачёты, контрольные работы, после чего информация обрабатывается, и вскоре происходит рассылка сообщений на телефонные номера родителей. Как говорится, «элементарно, Ватсон».

В липецкой гимназии № 69 электронные дневники и журналы появились примерно четыре года назад. Поначалу к ним, как и везде, отнеслись скептически. Но плюсы такого сервиса быстро уложили на лопатки минусы. Кстати, о минусах. По сути, их немного. Главная проблема, которая может возникнуть, – это глюк базы. Зависла она – и всё, учителя не могут её заполнить. Пример: прошла контрольная работа, надо выставить оценки, а система «висит». Тогда учитель выставляет баллы своих учеников в обычный журнал, бумажный. А потом, в конце четверти, сверяет все оценки в обоих журналах, чтобы внести недостающие. Это, согласитесь, неудобно.

Но это неудобство перевешивает один очень весомый плюс. В электронный журнал учитель может поставить «двойку», а в бумажный – нет. И если ученик исправит свою оплошность, то «гусака» из виртуального документа удалить легко. Щёлкнул мышкой – и всё. Нет плохой оценки.

***

Технические достижения заставляют учителей и учеников идти в ногу со временем. Некоторые, конечно, всячески стараются этого избежать. Но вот стоит ли? Электронные сервисы, когда понимаешь принципы их работы и умеешь ими правильно пользоваться, – вещь очень удобная и полезная. Глядишь, пройдёт ещё лет пять-десять – и родители смогут не только дистанционно наблюдать за успеваемостью своего ребёнка, но и, при необходимости, всыпать ему ремня, только не обычного, а электронного.

Да и сами дети во всех этих виртуальных штуках чувствуют себя очень комфортно. Кто даст гарантию, что какой-нибудь юный компьютерный гений не «уронит» сервис и не подправит свои оценки? Помните, я упоминал о якобы исчезающем культурном пласте и пространстве для манёвра? На самом деле они никуда не делись, а просто переехали в Сеть.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных