Чт, 23 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Школьные "цыплята"

Павел ЖУКОВ. | 26.01.2017

ОБ ОТЛИЧИЯХ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА ОТ ОБЫЧНОГО

Идея возить ребят от дома до школы первым приглянулась американцам. По фильмам и книгам хорошо знакомы их четырёхколёсные «цыплята» жёлтого цвета. Такую раскраску утвердила специальная комиссия. Эксперты пришли к выводу, что на жёлтом фоне в любую погоду лучше видны надписи и предупреждающие дорожные знаки.

В конце 90-х годов этот опыт переняла Россия. Конечно, автобусы для перевозки детей в нашей стране уже были, но они не сильно отличались от обычных. А когда начался процесс оптимизации школ, то есть малокомплектные дома знаний стали закрывать, а их учеников переводить в крупные школы, на автомобильном заводе в городе Павловске организовали производство четырёхколёсных «цыплят», специально для перевозки детей.

Отличий между школьным автобусом и обычным много. В первом сиденья существенно меньше, поскольку они рассчитаны именно на детей. Во-вторых, для девчонок и мальчишек обязательны ремни безопасности. В-третьих, здесь ниже высота ступенек, чтобы ребята небольшого роста входили в салон автобуса без посторонней помощи. А ещё есть специальные багажные отделения для рюкзаков и портфелей. Это, так сказать, отличия технические.

Есть ещё одно – сопроводительное. В салоне вместе с ребятами всегда находится взрослый. Он следит за порядком, чтобы дети не высовывались в окно, не пересаживались на другое место, не затевали даже шуточных потасовок и так далее. А ещё сопровождающий помогает водителю не ошибиться в маршруте и не нарушить время остановок. Последнее особенно важно при плохой погоде.

Сначала в Липецкой области четырёхколёсных «цыплят» было всего пять, а маршрутов – шесть. Сейчас же у нас несколько сотен школьных автобусов и более трёхсот маршрутов. И ездят на них около 10 тысяч мальчишек и девчонок.

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК

27 декабря минувшего года на территории Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства «Дед Мороз» раздавал подарки. В роли главного зимнего волшебника выступило Правительство Российской Федерации, а дарило оно новые школьные автобусы. В тот день двадцать один «цыплёнок» (а это «Газели», ПАЗы, Ford Transit) приехал в нашу область.

После торжественной части они отправились на новое место жительства в Липецкий, Воловский, Данковский, Добринский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковский, Становлянский, Тербунский, Усманский, Хлевенский и Чаплыгинский районы.

Стоит заметить, что всего за прошлый год в нашу область приехали сорок два новых автобуса. Часть из них встала на новые маршруты, а другие – заменили устаревшую технику.

ТРИ РЕЙСА В ДЕНЬ

Свой четырёхколёсный новогодний подарок получил и Лебедянский район. За несколько дней до праздника в этот город приехали новые жёлтые автобусы, украшенные разноцветными бантами.

Например, Ford Transit «прописался» в лебедянской гимназии № 1. Он пришёл на помощь своему четырёхколёсному собрату, которому уже трудно было справляться с транспортной нагрузкой. Всего же в школы Лебедяни доставляет детей из близлежащих сёл пара десятков автобусов, а маршрутов у них – около сорока!

Новый «Форд» попал в заботливые руки Александра Евгеньевича Еропкина. Водителем школьного автобуса он работает около четырёх лет. За это время Александр Евгеньевич так хорошо освоил свой маршрут, что «узнаёт в лицо» каждый куст вдоль дороги. Поэтому даже самая дальняя точка – село Куймань – вряд ли сможет преподнести ему какой-нибудь неприятный сюрприз.

А в одиннадцати километрах от районного центра находится посёлок Агроном. У местной школы тоже появился жёлтенький новичок – «пазик». Он стал пятым по счёту в гараже этого дома знаний.

В день автобусы делают по три рейса каждый. Утром собирают детей из близлежащих сёл. Например, во 2-м и 4-м отделениях Агронома в салон транспортного средства входят более тридцати ребят. И из деревни Старый Копыл на занятия едут тридцать мальчишек и девчонок. А деревушка Малые Иншаки отправляет на автобусную остановку лишь одного «делегата». Следующая поездка – после окончания занятий – в 14 часов 15 минут. Последняя по графику в 16.10. Этим рейсом водители развозят по домам ребят, которые занимались в группе продлённого дня.

Новый «пазик» передали самому опытному из пяти водителей – Владимиру Николаевичу Иванову. В местной школе он работает около восьми лет, но его общий водительский стаж более двадцати лет.

Раньше он сам периодически инструктировал своих юных пассажиров. Но теперь этим занимается исключительно сопровождающий. Поэтому Владимир Николаевич просто ждёт, когда старшеклассники уже «на автомате» займут зад­ние места, оставив передние для малышей. Затем «хором» щёлкают ремни безопасности. Значит, всё – можно отправляться.

Сами школьники бережно относятся к своим четырёхколёсным «цыплятам». Даже автобусы, которым уже по несколько лет, внутри выглядят как новенькие. Никто не портит обшивку кресел, не рисует на них. Более того, никто не бросает и шелуху от семечек или фантик (конфеты «на дорожку», кстати, бывают у многих).

Одиннадцатиклассница Таня Русина, которая все свои школьные годы ездит в школу Агронома из села Губино, рассказала мне, почему ребята так бережно относятся к автобусам.

Дело в том, что мальчишки и девчонки сильно привязаны к «цыплятам». Ведь от них одни плюсы. Например, на занятия ребята едут вместе и домой возвращаются, соответственно, всей компанией. А по дороге можно многое обсудить. И рядом с ними всегда находится взрослый.

Таня не застала те времена, когда ученикам приходилось ездить на рейсовых автобусах, но наслышана о казусах на дороге от более старших ребят. То транспорт вообще не приедет, мол, сломался, то ребёнок замечтается и пропустит свою остановку… А вот специальный школьный автобус – совсем другое дело. С ним надёжно, спокойно и весело.

А вот одноклассница Тани Русиной – Таня Чуприна живёт в Агрономе. Но на школьных автобусах и ей приходилось ездить. На экскурсии в Липецк, Лебедянь и Елец, а также на олимпиады, которые проходят в областном центре.

…У входа в лебедянскую гимназию № 1 лениво растянулся здоровенный кот. Он с явной скукой в больших глазах смотрел на суетящихся возле «Форда» ребят. Но вдруг вскочил и бодреньким шагом направился к автобусу. У ступенек остановился, понюхал и юркнул в салон. Но также быстро оттуда и выбежал. Александр Евгеньевич усмехнулся: «Я же только завёл, а дизельный мотор прогревается дольше. Хотя… откуда это знать коту?»

У нас новенький «Форд»!
Фото Павла ОСТРЯКОВА.

У нас новенький «Форд»! Фото Павла ОСТРЯКОВА.

Александр Евгеньевич Еропкин.

Александр Евгеньевич Еропкин.

У нас новенький «Форд»!
Фото Павла ОСТРЯКОВА.
Александр Евгеньевич Еропкин.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных