Пн, 27 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.61 72.32

К нам едет ревизор

Ольга КУЗНЕЦОВА. | 10.11.2016

Эта публикация российской еженедельной газеты «Собеседник». Прочитав её, мы, «ключиковцы», укорили себя за то, что не знаем её героя, ведь живёт-то он в Липецке. И возраст его самый подходящий для того, чтобы о нём рассказала детская газета. Вы, наверное, уже догадались о том, как мы поступили дальше. Да, взяли и позвонили в «Собеседник» с просьбой дать нам разрешение на перепечатку материала. Там любезно согласились, за что мы очень благодарны этому изданию для взрослых.

"Не люблю, когда меня обманывают"

Девятиклассник Кирилл Мишин — самый обычный подросток. Учится в гимназии, мама работает фельдшером, папа — пожарный. Как в любой российской семье, большая часть доходов у Мишиных уходит на еду. И, как любая другая семья, они, конечно, покупали некачественные продукты. Когда в моду вошли телепрограммы о проверках в магазинах и общепите, Кирилл стал смотреть их постоянно. Тогда же он узнал, что проверками занимаются не только специальные службы и телеведущие, но и общественные организации, и просто граждане – проверяющим в принципе может стать каждый. Он – в том числе. И скоро ему такая возможность представилась.

– Как-то я заметил в магазине просроченный сыр, – рассказывает Кирилл, – и попросил его убрать. Сыр унесли, но на следующий день он опять появился на прилавке. Не люблю, когда обманывают.

Кирилл решил, что мириться с безобразием в торговле неправильно, и с февраля он ходит в продуктовые магазины как на работу – не столько покупать, сколько проверять.

Об "уловках" и стычках

Кирилл устраивает инспекции пару раз в неделю. В рейды обычно выходит в выходные или после уроков.

– Проверяю все подряд, но в первую очередь те продукты, которые продаются по акции, и которые внешне мне не нравятся, – рассказывает юный «инспектор». – Если продукт хороший, ставлю обратно на полку, а если просроченный, кладу в тележку.

На самом деле Кирилл давно понял, какие продукты чаще всего бывают просрочены: это нарезанный и расфасованный сыр, кондитерка в развес и колбаса. Хотя говорит, что с истекшим сроком годности могут продавать абсолютно всё – в том числе даже детское питание.

Насобирав полную тележку просрочки, вздувшихся банок, товаров без стикеров и прочего неликвида, Кирилл вежливо объясняет главному – директору, управляющему или просто старшему кассиру магазина, что этот товар не должен продаваться, и просит при нём вскрыть упаковку, чтобы не получилось как с сыром.

– Реагируют по-разному, – рассказывает он. – Кто-то без споров вскрывает и даже благодарит за помощь. Но бывает и так, что начинают кричать, ругаться и пытаться выставить меня на улицу. В одном и том же магазине у сотрудников может быть разная реакция.

В июне у Кирилла случился серьёзный скандал. Он нашел неликвид, но продавцы слушать не стали – потребовали, чтобы парень ушел. Охранник выгонять его отказался, тогда на помощь позвали грузчика. Тот вытолкал подростка из магазина, порвав ему рукав куртки.

– Я вызвал полицию, но писать заявление не стал, – говорит Кирилл. – Порванный рукав не тянет на статью, да и они передо мной в итоге извинились.

Сам школьник старается не конфликтовать и на оскорбления грубостью не отвечает. На всякий случай заранее фотографирует всю некондицию, чтобы было чётко видно, что с продуктами не так. Но если убедить продавцов вскрыть упаковку или хотя бы убрать товар с полки не получается, «ревизор» выходит на тропу войны.

– Я пишу письмо в Роспотребнадзор или в областное управление потребительского рынка, – рассказывает Кирилл. – И прикрепляю фотографии товара.

Но куда эффективнее, по его мнению, жаловаться на горячую линию, если речь идёт о магазине федеральной торговой сети. Там дорожат репутацией и над жалобами работают.

– В одной торговой сети было много перемороженной рыбы, – вспоминает Кирилл. – Её разморозили и опять заморозили, что недопустимо. Я этой рыбы целые тележки набирал, но сотрудники магазина не хотели её убирать. Помог только звонок на горячую линию, после чего рыба исчезла, а директор магазина был наказан.

О своих «уловах» и стычках с продавцами Кирилл отчитывается в Интернете — публикует видеоролики, фотографии и новости с потребительского фронта в соцсетях. Его читатели, например, всегда в курсе, в каком магазине проблемы с сыром, где торгуют гнилыми помидорами, и куда за шоколадными конфетами лучше не ходить.

В мобильнике СанПины

Семь месяцев работы – и Кирилла знают в лицо почти во всех супермаркетах Липецка. Раньше ему запросто могли напомнить про возраст и посоветовать не умничать. Но Кирилл точно знает, что как потребитель он имеет полное право жаловаться на нарушения в торговле.

– Требовали предъявить паспорт, удостоверение журналиста, санитарную книжку, разрешение на съёмку, – вспоминает он. – Но ничего этого мне не нужно. Есть Конституция, в которой написано, что каждый имеет право на получение и распространение информации. Магазин — это общественное место и съёмка в нём не может быть запрещена. Это всё равно что запретить снимать в парке или на улице.

И Конституцию Российской Федерации, и закон «О защите прав потребителей» Кирилл изучил детально, а санитарные правила и массу других норм вообще скачал на телефон. Если нужно получить информацию о сроках хранения какого-нибудь продукта или сослаться в споре на закон, он просто открывает нужный документ в телефоне и зачитывает.

–А в Роспотребнадзор я обращаюсь через Интернет, – объясняет сам Кирилл. – Это удобно. Нужно оставить только свои имя, фамилию и адрес электронной почты для получения ответа.

Самой большой победой Кирилл считает тот факт, что ему удалось убедить сотрудников той самой сети, где ему порвали куртку, что переклеивать стикеры со сроком годности и стирать даты изготовления, – плохо. Не революция, но по-своему прорыв. Вот только взрослые так не думают. Елена Мишина, мама Кирилла, не запрещает ему заниматься проверками, но говорить о сыновнем увлечении не хочет.

– Не верю, что они убирают товар с полок и его слушают, – вздыхает она. – Этим нужно заниматься, конечно, но не подростку, а соответствующим органам. Порядок надо наводить на другом уровне.

Что до одноклассников, то они считают, что увлечение у Кирилла крутое и нужное. А учителя иногда даже просят проверить какой-нибудь магазин.

– Это его осознанная гражданская позиция, – уверена Ирина Загурская, классный руководитель подростка. – Он же не просто проверяет, но обязательно перепроверяет. Мне было интересно, почему он занимается именно некачественными продуктами, но Кирилл объяснил, что рад бы писать и снимать о добром и светлом, но людей интересует другое.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных