Пн, 27 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.61 72.32

"В далёком тёмном будущем всё очень-очень плохо"

Андрей Скоморохов | 29.07.2016

Warhammer 40,000k – это настольная варгейм-игра, которая появилась почти тридцать лет назад. Её создатели, британцы Рик Пристли и Энди Чамберсон, взяли за основу более старую игру Warhammer Fantasy, и, как показало время, не прогадали. «Ваха», как называют её фанаты, стала популярной во всём мире. Помимо настольной игры есть компьютерная, а также издано множество книг по этой вселенной, снято несколько мультиков и даже фильмов.


Как понятно из названия, действие игры происходит в 40 000 году. К этому времени человечество сумело изобрести уникальный варп-двигатель, благодаря которому стали возможными межзвёздные путешествия. Чем люди, конечно, воспользовались. Они расселились на миллионах планет по всей Вселенной. И в конечном итоге в галактике практически не сталось мест, где не ступала нога человека. 

Благодаря колонизации люди узнали, что они не одни во Вселенной. Отношения землян с инопланетными расами складывались довольно мирно (мелкие стычки не в счёт). Но беда пришла оттуда, откуда её совсем не ждали. Оказалось, что продвинутый варп – это не просто скоростная космическая дорога, а ещё и путь в параллельное пространство. А там, как и положено по сюжету, жили совершенно иные существа. Их нарекли демонами Хаоса, и однажды они сумели вырваться из своего мира в наш… Катастрофические варп-штормы, явившиеся следом, сделали межзвёздные путешествия невозможными. А значит, исчезла всякая связь между колонизированными человечеством планетами. Осколки некогда могучей земной цивилизации оказались предоставленными самим себе, ведь Терра (Земля) была отрезана от остального человечества и погрязла в бесконечных междоусобицах…

Спустя пять тысяч лет появился тот, кому было суждено вновь объединить человечество и сделать Землю самой могущественной цивилизацией. Его имя, если оно и было, осталось неизвестным. В историю он вошёл как Император. Объединив Землю под своей властью, правитель объявил Великий Крестовый поход, дабы сплотить воедино все людские миры. Его верные полководцы примархи командовали лучшими войсками – двадцатью легионами космического десанта. Казалось, ничего не может помешать Императору осуществить задуманное… Но неожиданно первый из легионов переметнулся на сторону богов Хаоса. Его примеру последовало ещё восемь полков космодесанта. Началась гражданская война, известная как Ересь Хоруса. 

В конце концов сам Император лично сразился с примархом, который его предал первым. Правитель Земли победил, но был смертельно ранен. Чтобы Император сохранил жизнь, его тело поместили в кибернетический механизм, который назвали Золотой трон.   

С тех пор минуло сто веков. Император жив, хоть его тело и неподвижно. Зато разум живёт в варпе и направляет свет звёздного маяка, защищая космических путешественников от сил зла.


"Там можно быть съеденным безумными грибами"

Вообще, рассказывать о вселенной «Вархаммера» – дело сложное и трудоёмкое. Ведь на эту тему издано множество книг (по объёму они практически не уступают «Преступлению и наказанию» Достоевского), опубликовано огромное количество статей в различных журналах и интернет-порталах, посвящённых настольным и компьютерным играм. Поэтому, чтобы сильно не занудствовать, расскажем вкратце о представленных в игре народах и их возможностях. 

У игрока в  Warhammer 40,000k есть большой выбор среди враждующих сторон. Даже самый придирчивый и дотошный человек сумеет подобрать себе цивилизацию. Ведь в игре есть всё или практически всё: от потомков самых древних народов до совсем «зелёных» рас, которым ещё только предстоит встать на путь могущества (если повезёт). 

Имперская гвардия – это войска Империума человечества, которые состоят из пехоты и бронетанковых полков. С 2014 года её называют «Астра Милитарум». Это мощнейшая военная организация, состоящая из миллиардов мужчин и женщин. А поддерживают их миллионы единиц бронетехники. Кстати, на каждой планете находятся собственные подразделения Имперской гвардии. Главное отличие от других игровых народов во вселенной Warhammer заключается в том, что гвардия состоит из обычных людей со слабостями и страхами.  

Космический десант, также известный как Адептус Астартес, – организация генетически модифицированных суперсолдат, избранных, чтобы служить человечеству. Это невероятно сильные воины, закованные в силовую броню и вооружённые самым лучшим оружием. Появление подобного рода войск на просторах вымышленной вселенной, возможно, произошло под влиянием произведения фантаста Роберта Хайлайна «Звёздный десант». Так или иначе, Адептус Астартес является самым узнаваемым символом Warhammer 40,000k.

Космические десантники Хаоса – это те самые солдаты, принявшие сторону примарха Хоруса во время его восстания против Императора. Остатки девяти легионов присоединились к предателю и бежали в область галактики, известную как Око ужаса. Их главная цель – захватить всех и вся во славу богов Хаоса. У них практически нет высокотехнологичного оружия, но, тем не менее, они являются одними из сильнейших воинов.

Цивилизация Эльдар зародилась задолго до появления людей на просторах космоса. И когда-то именно этот народ правил большей частью галактики. Этих изящных инопланетян порой называют космическими эльфами, что логично, ведь они появились под влиянием произведений Джона Рональда Руэла Толкина. По человеческим меркам эльдары живут долго, их возраст может перевалить и за тысячу лет. Все они могут манипулировать психическими энергиями и имеют склонность к телепатии. 

За десять тысяч лет до Великого Крестового похода раса Эльдар пережила ужасную катастрофу, в результате которой их родные миры погибли. Виновником этого бедствия, называемого Падением, как всегда, выступили варп и демоны Хаоса. С тех пор раса Эльдар раскололась надвое. Одни переселились в рукотворные миры, другие стали Тёмными эльдарами – расой разбойников и космических пиратов. 

Ну а этих ребят знают все, даже те, кто далёк от фэнтезийного мира. Орки и в Warhammer 40,000k остаются верны себе – они необузданные и весёлые парни, с постоянным чувством голода. А съесть могут что и кого угодно… Кстати, зелёный цвет кожи, принятый теперь за норму, появился именно в Вархаммере. Таким окрасом орки обязаны тому, что в некотором смысле являются растениями. Эти здоровенные ребята есть не что иное, как сильно изменившие свой «экстерьер» грибы. Орки намного крупнее, сильнее и грубее людей. Живущие только ради битв, зеленокожие уже рождаются со всеми необходимыми для этого знаниями. Существует предположение, что тысячи лет назад они были искусственно созданы некими Древними в качестве воинов и телохранителей. Раса орков разделена на тысячи кланов и рассеяна по всей галактике. 

Некроны – это древняя раса, некогда носившая название Некронтир, перенёсшая свой ра­зум из живых тел в машины. По легенде, они спали в своих подземных комплексах миллионы лет. Но  теперь некроны бодрствуют и хотят уничтожить всё живое в галактике. Внешне эти машины напоминают терминаторов из одноимённого фильма. История, происхождение и цели некронов являются загадкой. 

К молодым цивилизациям относится раса Тау, обитающая на восточных окраинах галактики. Их главная отличительная черта – высокий уровень развития науки и техники. Империя Тау постоянно расширяет границы, беря под свой контроль один мир за другим. Ими движет мощная идеология, известная как Высшее благо. В обществе Тау принята кастовая система, в которой каждому отведена такая роль, в которой он будет наиболее полезен. Например, каста Огня является основой вооружённых сил империи. На поле боя они выходят закованными в броню боевых скафандров, с высокоточным оружием дальнего боя. 

Тираниды – это биологическая раса, внешне схожая с насекомыми, нацеленная на постоянное поглощение биомассы. Медленно продвигаясь по космосу, они оставляют за собой целые миры, лишённые какой-либо жизни. Интересно то, что Зерги из известной стратегической игры StarCraft являются их ближайшими родственниками, причём младшими. У тиранидов нет родных миров. Они кочуют по Вселенной флотами-ульями, состоящими из миллионов кораблей. Огромный сверхразум, являющийся коллективным сознанием флота-улья, управляет всеми тиранидами от самых мелких жуков до гигантских живых танков. Понятия личности для них не существует. Бытует мнение, что тираниды уже съели соседние галактики.

Одной из важнейших составляющих Империи человечества является Адептус Механикус. Эта организация с недавних пор обзавелась собственной настольной армией. Согласно верованиям Адептус Механикус, знание представляет собой высшую ценность, поэтому все существа или артефакты, содержащие информацию, угодны Богу-Машине. Ценность человека определяется суммой его познаний, а тело – это всего лишь оболочка для хранения интеллекта. Адептус Механикус управляет многочисленными мирами-кузницами, главная из которых расположена на Марсе. Они единственные во всей Империи, кто способен создавать новые технически сложные устройства и чинить старые. 


"Сквозь межзвёздный мрак летит космоморяк"

Ну что, ребята, не запутались в сложном устройстве вселенной Warhammer 40,000k? Надеюсь, что нет. Кстати, на все эти героические битвы можно посмотреть вживую, нужно лишь подождать зимы. Поскольку в конце декабря в наш Липецк буйный ветер фантазии, дующий с Туманного Альбиона, ежегодно приносит под крышу Дома культуры строителей фрагменты сражений далёкого будущего. Где, например, гигантский Имперский Рыцарь безрезультатно пытается поймать в прицел шустрого механического дракона. Или отряд ударной пехоты, прорываясь сквозь шквальный огонь противника, захватывает стратегически важный участок и над игровым столом звучит победное: «Трупса на поинте, я заскорил!» (Пехотный отряд достиг точки, очки по данной цели были получены.)

Всё это лишь отчасти рассказывает о происходившем на ежегодном турнире по настольной игре Warhammer 40,000. А он, кстати, в Липецке проводится уже несколько лет подряд. «Папой» липецких баталий является клуб «Аквила», который и организовывает соревнования. География участников обширна. Так, в последнем турнире принимали участие игроки как из самого Липецка, так и из Воронежа и Старого Оскола.

Прежде чем перейти к самой игре, думаю, нужно рассказать о столе, на котором проходят битвы. Моделируется он очень тщательно. Главный упор делается на игровой ландшафт, называемый террейном. Его можно купить, но это для ленивых. Большинство игроков дают волю фантазии и делают его самостоятельно. В таком случае человек сам решает, из какого материала делать декорации для своих будущих сражений. Каждый кратер или здание обладают уникальными характеристиками и могут существенно повлиять на ход битвы. Поэтому усилия, потраченные на их изготовление, не пройдут даром. Руины древней крепости, зелёное покрывало неведомых инопланетных джунглей или безжизненная песчаная равнина, усеянная воронками от бомб, – всё это должно уместиться на стандартном игровом столе размером 128 на 64 сантиметра. 

Ну а теперь об игровом процессе. 

Набор для игры включает в себя шестигранные кубики, книгу правил, кодекс армии, дюймовую рулетку, набор шаблонов для взрывов и огнемёта и, конечно, саму армию. Важным элементом для подготовки к игре является составление Ростера – описания армии, которым обычно занимаются ещё до приобретения миниатюр. Это поможет заранее спланировать состав и численность войск, ведь каждая боевая единица и её дополнительное снаряжение стоит определённое количество очков. 

Миниатюрные войска (высота воинов, чудовищ и боевой техники примерно 28 миллиметров, то есть 1:64) собираются игроками годами, поскольку модели продаются в разобранном и неокрашенном виде. Порой сама покраска, сборка и переделка (конверсия) фигур так увлекают, что хозяин крошечной армии забывает о её непосредственном предназначении, и она превращается в дорогую коллекцию солдатиков. Интересно то, что миниатюрам даются имена и пишутся о них легенды, которые воспевают их великие подвиги. 

 Обычно игры проводятся на 500 – 3000 очков. И стратегу надо уложиться в этот диапазон. На турнирах, проходящих в Липецке, сражения ведутся обычно на 2500. 

Кстати, стратегических настольных игр, в число которых можно занести и шахматы, великое множество. Стремительно набирает популярность Warmachine and Hordes, совсем недавно вышел в свет варгейм «Курск-1943», а российские Битвы Fantasy покоряют простотой правил и динамичностью битв. Но с уверенностью можно сказать, что ни одна настольная игра не имеет такого числа поклонников во всём мире, как Вархаммер. И секрет здесь вовсе не в сбалансированных и продуманных правилах, и даже не в страсти к коллекционированию миниатюр, а в самой игровой вселенной. Ведь её детальному описанию посвящены тысячи страниц.

***

На этом наш рассказ о Warhammer 40,000k завершён. Кстати, все заголовки взяты из песни, посвящённой этой увлекательной игре. Хоть она длится чуть больше пяти минут, но в ней очень точно передан дух Вселенной сорокатысячного года. По одной только фразе «Там с вами точно не случится ничего хорошего» становится всё понятно. Этим-то Warhammer 40,000 и цепляет. Он мрачен, страшен, но изменить судьбу многих цивилизаций способен абсолютно каждый игрок. Было бы желание. 



Коллекционированием солдатиков меня заразил друг. Однажды он подарил несколько уже готовых к «бою» отрядов легиона Железных воинов. И жаркие баталии на полу родительского дома стали для меня обычным делом.

Сейчас, будучи взрослым человеком, я иногда нахожу время на «Вархаммер». Эта игра нравится тем, что требует большой сосредоточенности, расслабляться здесь нельзя. Это как в шахматах: стоит зазеваться, и партия сдана. А коллекционировать солдатиков продолжаю до сих пор. Армия должна постоянно пополняться новобранцами. 

Андрей СКОМОРОХОВ, г. Липецк.

Фото автора и Павла ОСТРЯКОВА.

Фото автора и Павла ОСТРЯКОВА.

Андрей Скоморохов: "Эта игра нравится тем, что требует большой сосредоточенности, расслабляться здесь нельзя. Это как в шахматах: стоит зазеваться, и партия сдана".

Андрей Скоморохов: "Эта игра нравится тем, что требует большой сосредоточенности, расслабляться здесь нельзя. Это как в шахматах: стоит зазеваться, и партия сдана".

Фото автора и Павла ОСТРЯКОВА.

Андрей Скоморохов: "Эта игра нравится тем, что требует большой сосредоточенности, расслабляться здесь нельзя. Это как в шахматах: стоит зазеваться, и партия сдана".
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных