Вс, 19 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.56 72.37

"Имею право"

Алёна КАШУРА | 17.05.2016

Помощники Людмилы Валентиновны Кураковой, Уполномоченного по правам ребёнка в Липецкой области, никогда не сидят сложа руки. И ребята, и взрослые стараются внести свой вклад в правовое образование подрастающего поколения.

Например, в минувшем году члены Детского общественного совета проводили уроки в своих домах знаний в рамках конкурса «Правовой десант». Они учили младших школьников правам и обязанностям. А в нынешнем году эстафету у юных коллег принял Сергей Бочаров – общественный помощник Людмилы Валентиновны. Он провёл несколько уроков для липецких ребят, где рассказал про аппарат Уполномоченного и ещё много чего интересного.

Кстати, Серёжа – давний друг «Золотого ключика». Мы не раз писали о нём. Поэтому постоянные читатели нашей газеты наверняка знают, что он – выпускник интерната для слепых и слабовидящих детей, который с недавних пор называется Центром образования, реабилитации и оздоровления. Сейчас Серёжа оканчивает четвёртый курс института истории, права и общественных наук Липецкого педагогического университета. И возглавляет «Корпус общественных наблюдателей», которые следят за ходом ЕГЭ. Об уроках и детях мы и решили с ним поговорить.

– Серёжа, расскажи, как долго ты вынашивал идею правового урока?

– Эта идея зародилась у меня ещё в 2014 году, когда Людмила Валентиновна стала омбудсменом и собрала общественных помощников. Пригласила и меня. Я очень благодарен ей за доверие. На одном из первых собраний Людмила Валентиновна предложила нам включиться в работу по правовому образованию школьников. И у меня в голове сразу начали появляться разные задумки.

Помню, я не один день просидел во Всемирной сети, путешествуя по сайтам Уполномоченных Московской, Калужской, Ярославской и других областей. Мне хотелось сделать нечто особенное, чего не было раньше. Полгода я так и эдак переделывал план урока. Придумывал правовые задачки, интересные ходы. И наконец поставил точку. А урок назвал – «Имею право».

– А до этого ты уже проводил подобные занятия?

– Нет, не проводил. Но успел пройти практику в 12-й гимназии, где преподавал историю в шестых классах. Да и в школьную пору меня нередко назначали вожатым в загородном лагере, и я придумывал разные забавы для младших ребят. И учительский, и вожатский опыт весьма пригодились. Я понял, что нельзя прийти к детям и вложить им в голову серьёзную информацию, словно диск в компьютер. А вот с помощью игры это можно сделать. И потому включил в свой урок не только познавательную часть, но и весёлые задачки с конкурсами. Здесь очень помогла методика Сталя Анатольевича Шмакова, короля Игры. К его педагогическому наследию я отношусь с большим почтением.

– Тебе кто-нибудь помогал?

– Безусловно. Один бы я не справился. Алексей Бугаков, директор городского дворца молодёжи «Октябрь», постоянно проводит тренинги для членов Детского общественного совета при аппарате Уполномоченного. Он поделился со мной некоторыми своими наработками. А когда я окончил разработку урока, то показал её Людмиле Валентиновне. Она внесла поправки, вычеркнула лишнее, подсказала, что нужно добавить. И предоставила для ребят подарки, которые потом я раздавал самым активным своим ученикам. А ещё в организации урока для 4-й школы мне помог Дом творчества «Левобережный»

– Расскажи подробнее, как проходит твой урок?

– Он длится не больше сорока минут. Участие в нём принимает вся параллель шестых или седьмых классов. На уроке я показываю слайды, которые сам подготовил. И первым делом рассказываю про аппарат Уполномоченного в России. Показываю фотографии главного детского омбудсмена страны Павла Астахова, снимки, сделанные на совещаниях у Людмилы Валентиновны. Даю ученикам телефон доверия, по которому они всегда могут позвонить, чтобы попросить помощи или совета. Затем мы переходим к «вопросу – ответу», где я спрашиваю у ребят, знают ли они, что такое Конвенция о правах ребёнка. И если школьники отвечают с ошибками, рассказываю о ней сам. А потом начинается самое интересное – конкурсы. Ребятам нужно вспомнить, в какой сказке было нарушено право ребёнка на заботу о нём, распределить по разным столбикам права и обязанности, объяснить одноклассникам с помощью мимики и жестов, на что они имеют право.

– Ребятам интересны такие уроки?

– Да, и это видно сразу. Мальчишки и девчонки внимательно слушают, задают вопросы, что-то записывают в блокноты, а после подходят ко мне, чтобы познакомиться. Расспрашивают, где я учусь и работаю. Так что от ребят набираюсь только позитива.

Меня особенно удивили шестиклассники школы № 4. Оказалось, они знают, с какого возраста начинается административная ответственность, а с какого – уголовная, помнят почти все пункты из Конвенции о правах ребёнка. Много вопросов задавали ученики 33-й школы. А самым волнительным для меня стало занятие по праву в гимназии № 12. Я очень переживал и основательно к нему готовился. Ведь это был тот самый дом знаний, где я до этого практиковался как учитель истории. К счастью, всё прошло отлично. Более того, недавно ещё три дома знаний попросили провести у них правовой урок. Что я сделаю с большим удовольствием.

Ребятам нужно знать и о правах, и об обязанностях, и о том, к кому можно обратиться за помощью в трудную минуту. В жизни бывает всякое. А дети нередко боятся рассказать родным о своих проблемах. Вот здесь и пригодятся знания урока «Имею право». Но я от души желаю, чтобы ребята как можно реже попадали в тяжёлые ситуации, когда нужно искать помощи у посторонних людей.

– Серёжа, ты не понаслышке знаешь, каково приходится детям-сиротам. Ведь сам ты рос в интернате. Скажи, если бы в твоём детстве были такие уроки, они бы тебе пригодились?

– Да, они бы мне очень помогли. Ведь это не просто урок, а настоящая юридическая помощь! Детям, у которых нет родителей, она особенно необходима. Я уже договорился с директорами загородных лагерей, где отдыхают дети-сироты, чтобы провести правовые уроки. Летом буду ездить в «Звёздный» и «Клён» – там всё лето живут воспитанники моего родного Центра образования, реабилитации и оздоровления. С радостью откликнулся на моё предложение директор детского санаторно-оздоровительного лагеря «Прометей». А ещё побываю в оздоровительном лагере «Спартак». Так что планов на лето у меня хватает.

– Желаю, чтобы все свои задумки ты обязательно осуществил! Спасибо за интересный разговор.

 

Фото из архива Серёжи БОЧАРОВА

Фото из архива Серёжи БОЧАРОВА

После урока – снимок на память.

После урока – снимок на память.

Фото из архива Серёжи БОЧАРОВА
После урока – снимок на память.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных