Пн, 27 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.61 72.32

Завещание Завалишина

09.05.2016

...Этот человек – потомок декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина. Советский инженер Иосиф Сергеевич Завалишин.

Знаете, живёшь в чужом городе (а я рассказывала, что училась на факультете журналистики Московского государственного университета), и вдруг появляется дом, где тебе рады. Так, липчанка, в Москве я стала желанной гостьей в квартире Иосифа Сергеевича Завалишина. Надо ли говорить, что, когда окончила МГУ, стала работать, когда у меня появился свой дом, то и сама никогда никого не отпущу просто так – без обеда, без чая.

Когда Иосиф Сергеевич тяжело заболел, то рассказал мне в больнице про своё завещание. Не деньги или какие-то дорогие вещи – да и жили скромно, и представления тогда были другими. Но он писал статьи. Мы их обсуждали, специально собирались, так это было интересно. Статей накопилось много, и он завещал, чтобы все они были перепечатаны квалифицированной машинисткой (персональных компьютеров тогда, конечно, не было). В завещании стоял список людей, которым следовало вручить по экземпляру перепечатанных сочинений Иосифа Сергеевича. И я тоже после его кончины получила по завещанию свои две толстые папки. Познакомлю вас пока только с одним отрывком – из советов молодому человеку.

«Никогда не замыкаться на одном, не быть только «специалистом по левой ноздре» (Л.Н. Толстой).

Узкий специалист и узкий профессионал не может хорошо знать даже своей области. Это прекрасно сформулировал двести лет тому назад Жан-Жак Руссо: «Когда занимаешься науками, всё больше и больше убеждаешься, как различные науки поддерживают и помогают друг другу. Конечно, человеческий мозг не в состоянии освоить все науки. Но если не иметь некоторого представления о других науках, то и в своей находишься в полном мраке».

С чего начать? С искусства. Искусство необходимо всегда и всем. В искусстве надо жить. Видеть все более или менее интересные спектакли и картины. Знать общественное мнение и мнение критики, даже если оно неверно. Иметь собственное мнение, даже если оно странное и непохожее на то, что говорят или пишут. Важно, чтобы оно не было надуманным и пустым и оригинальным ради оригинальности, а чтобы шло от сердца, волновало тебя и твоих товарищей, с которыми обсуждаешь данный вопрос. …Не бояться сказать лишнее, рискованное, даже парадоксальное. После бесед с друзьями рискованное окажется надёжным, парадоксы перестанут быть парадоксами, лишнее будет уместным.

Как шахматы невозможно освоить без некоторого знания теории, так и искусство в любой его форме нельзя понять без некоторого, хотя бы небольшого, знания теории. Надо обязательно читать книги по искусству – биографии великих деятелей искусства, монографии художников, видеть и иметь много репродукций, хотя бы в виде открыток.

Читать музыковедческие исследования, при слушании музыки максимально напрягать свою фантазию, чтобы понять и увидеть то, что видел композитор, когда писал музыку.

Культурный человек должен хотя бы немного знать искусство. Что такое немного? Это, конечно, не имена известных актёров и несколько стандартных фраз: «Меня это не волнует» или «Это очень свежо, сочно и так далее».

Хотя великий учёный Франции Мишель Монтень и говорил, что «надо иметь не хорошо наполненную, но хорошо устроенную голову», – и это абсолютно верно, – всё же надо иметь большой объём знаний».

В Интернете выложено несколько работ И. С. Завалишина: http://zavalishin-arh.narod.ru/ А у меня, по завещанию, хранится всё это бесценное наследство. Мы с вами ещё вернёмся к нему…

Рубрику ведёт журналист

Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных