Пт, 24 Мая, 2019
Липецк: +17° $ 64.49 71.84

"Мы длинной вереницей пойдем за "Синей птицей"

09.05.2016

Дарья Златопольская


Впервые Дарью Златопольскую я увидела в телешоу «Танцы со звёздами», которое она вела с Максимом Галкиным. Тогда она показалась мне просто красивой и не более. Но вскоре я с нетерпением стала ждать её появления на экране.


Однажды, «пролистывая» телеканалы в поисках интересной передачи, я увидела на экране ослепительно белое помещение, где в центре сидели мужчина и женщина в тёмных элегантных нарядах. Называлась передача «Белая студия», шла она на канале «Культура». Присмотревшись, я поняла, что ведущая здесь та же, что и в танцевальном телешоу. Однако в Дарье, сидящей на белом венском стуле и облачённой в чёрное длинное платье, было трудно узнать напарницу Галкина. С тех пор я стала постоянной зрительницей «Белой студии».


За три года существования этой программы в гостях у Дарьи Златопольской побывали более 70 знаменитостей: Андрей Кончаловский и Рэйф Файнс, Олег Табаков и Павел Лунгин, Валерий Тодоровский и Сергей Урсуляк, Данила Козловский и Евгений Миронов… Да, герои передачи исключительно мужчины. Все как один подтянуты, все как один в чёрном, галантны и говорят искренне и умно. Кажется, что Дарья бережно и ласково разглядывает их, любуется ими – в общем, изучает. Она блистательно умеет разговорить собеседника, вовремя задать нужный вопрос, чтобы поддержать беседу… Просто это или нет? Сама телеведущая говорит, что у людей, давших сотни интервью, трудно спросить что-то новое. Поэтому к каждой встрече готовится несколько недель. Самым внимательным образом изучает биографии, творчество и предпочтения своих будущих героев. «Мы всегда начинаем беседу с произведений, которые оказали влияние на гостя в детстве, – открывает один из своих секретов Златопольская. – Во-первых, это говорит о человеке порой гораздо больше пересказа его биографии. Во-вторых, даёт повод вспомнить замечательные детские фильмы, сказки, мультфильмы, книги. А в них во всех обязательно есть элемент притчи, момент первого соприкосновения с такими понятиями, как смысл жизни, любовь, самопожертвование, успех. Это всё – главные темы «Белой студии».


Я очень радовалась за неё, когда в сентябре 2015 года Дарья Златопольская была удостоена премии правительства Москвы в области литературы и искусства. Жюри высоко оценило её работу над циклом передач «Белая студия».


А очень скоро моя любимая Дарья стала ведущей телевизионного детского конкурса «Синяя птица».


По словам самой Златопольской, этот конкурс максимально далёк от соревнования, борьбы, соперничества. Все участники программы – уже победители, они прошли серьёзнейший отбор, достигли высокого профессионального уровня, и их выступления доставили немало радости телезрителям.


Я же восторгалась не только выступлением юных артистов, которым через какое-то время предстоит стать звёздами сцены, а и любовалась ведущей, по сути, ставшей душой «Синей птицы». То, как она представляла детей, как беседовала с ними после выступления, можно считать высоким образцом общения взрослого с ребёнком.


После одной из программ «Синей птицы» я задумалась о значении названия конкурса.


В поиске ответов на свои вопросы узнала о том, что в 1908 году бельгийский писатель Морис Метерлинк написал сказку «Синяя птица». А в начале 20-х годов прошлого столетия по этому произведению поставили музыкальный спектакль в Московском Художественном театре. Музыку к нему написал Илья Александрович Сац. А его дочь Наталия Ильинична Сац, ставшая народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии СССР – создала единственный в мире детский музыкальный театр.


Музыка - чудо


Я нашла книгу «Всегда с тобой» Наталии Сац, внимательно прочитала её и выбрала отрывок, живо и ярко рассказывающий и о содержании произведения Мориса Метерлинка, и о степени ответственности Художественного театра за постановку этой сказки. Прочтите его и вы, дорогие ребята!


«…Сегодня ночью папа, наверно, решил сочинять что-то совсем другое, не похожее на прежнее, – весёлое и не про любовь. Что это такое? Может быть, это сказка, где есть добрые, есть злые и много весёлых? Мы хорошо знаем, что сочинять музыку трудно, и когда проснулась мама и Ниночка, я говорю с ними шёпотом, пока папа продолжает сочинять музыку.


– Мам, как называется спектакль, к которому папа сейчас пишет музыку?


– «Синяя птица».


– Синяя птица?


Мы с Ниной переглядываемся и, не сговариваясь, скачем к маме в постель в длинных ночных рубашках


– Расскажи нам про синюю птицу!


Мама начинает рассказ:


– Представьте себе чистую комнату со стенами из строганных досок в избушке дровосека. Под самым потолком окно, закрытое ставнями. Маленькая птичка дремлет в клетке.


Посреди комнаты деревянный стол, на нём керосиновая лампа. Дети дровосека – мальчик Тильтиль и девочка Митиль – уже легли в свои кроватки. Их мама тушит лампу и уходит. Дети остаются одни, но спать не могут. Завтра Новый год, но ёлки у них не будет: у папы нет денег, чтобы купить её. Вдруг… лампа зажигается сама собой. Тильтиль говорит: «Давайте откроем ставни и посмотрим в окно на ёлку в доме богатых детей. Они живут рядом, там звучит такая весёлая музыка!» Дети влезли на стол, открыли ставни, затеяли весёлый танец под музыку, что так радостно звучит на ёлке у богатых детей, но раздаётся стук в дверь, дети опрометью бросаются к своим кроваткам, натягивают на себя одеяла, притворяются спящими: родители не позволяют им по ночам разговаривать.


Но кто и как появился в этой комнате? Дверь по-прежнему заперта, а по комнате словно прыгает, с любопытством оглядывая её, хромоногая одноглазая старушка. Она горбатая, но удивительно подвижная, взмахивает своим костылём, как волшебной палочкой, и в звучании музыки, отблесках огня, ещё не погасшего в печке, возникает ожидание волшебства. Странная старушка подходит к детским кроваткам и каким-то удивительным голосом спрашивает: «Не у вас ли трава, что поёт, и синяя-синяя птица?»


«У нас есть трава, но она не поёт», – удивлённо отвечает Тильтиль. Митиль добавляет: «А у Тильтиля есть птица в клетке, что над окном». Старушка так ловко вскакивает на стол, чтобы хорошенько рассмотреть птицу в клетке, что когда она объявляет: «Я – фея Бирилюна», дети уже не удивляются. Фея снова оказывается около кроваток детей.


«Ваша птица недостаточно синяя. Придётся вам отправиться искать настоящую синюю птицу – птицу счастья».


Конечно, дети хотят отправиться в волшебное путешествие, но… у них нет башмаков, ну а для феи нет ничего невозможного. Вот уже Тильтиль и Митиль получают всё необходимое для дальнего пути, а главное, фея надевает Тильтилю на голову удивительно красивую шапочку – волшебную шапочку. Что это так ярко блестит на ней? Алмаз. Когда фея поворачивает этот алмаз, хижина бедного дровосека вдруг становится похожей на дворец: стены его переливаются яркими красками драгоценных камней. Хромоногая, горбатая старушка на глазах превращается в высокую, красивую женщину с волшебной палочкой в руках, в длинном нарядном платье, с певучим голосом и такими плавными движениями красивых рук, что кажется, будто она не ходит, а танцует. Здесь должна зазвучать удивительно красивая музыка, музыка-чудо».


"Я вам верю"


музыка-чудо была написана. Послушать её домой к композитору приехал сам Константин Сергеевич Станиславский, величайший артист и режиссёр мира, создатель Московского Художественного театра.


Когда Илья Александрович Сац кончил играть, по словам его дочери Наташи, Станиславский был взволнован больше всех – его глаза, волосы, улыбка словно искрились разноцветными огнями. Он ходил по комнате, и голос его был как волны удивительного моря.


Он сказал:


– Я думаю, что за всё время существования театра не было композитора, который бы так же глубоко и тонко чувствовал театр, как вы, Илья Александрович. Я горжусь, что вы – наш, и благодарю вас за эту очаровательную музыку. То, о чём мы мечтали на первой читке пьесы – сон, мечта, сказка, – звучит в вашей кружевной работе. Вы сумели соединить сказку с большой жизненной правдой, дать ощущение природы, её красоты и свежести. Но самое главное – ваша музыка говорит о любви к детям…»


Прочитав этот эпизод из книги Наталии Сац, я представила, как Станиславский после окончания конкурса «Синяя птица» подходит к Дарье Златопольской – высокой, красивой женщине в длинном нарядном платье и с такими плавными движениями рук, что кажется, будто она не ходит, а танцует, и говорит:


– Я горжусь тем, что вы – наша. То, как вы ведёте конкурс «Синяя птица», говорит о большой любви к искусству и детям. Я вам верю…


Ангелина ГРОМОВА, липецкий лицей № 44.


Кстати: В книге «Всегда с тобой» Наталия Сац рассказывает о наших знаменитых земляках – певице Надежде Обуховой и композиторе Тихоне Хренникове. Надежда Андреевна участвовала в детских концертах классической музыки, которые организовывала Наталия Ильинична. А Тихон Николаевич внёс свою лепту в создание Московского государственного академического детского музыкального театра. Его последняя опера, поставленная здесь, – «Капитанская дочь».

Снимки в этой публикации с сайтов телеканала «Культура» и Московского государственного детского музыкального театра. Советуем и вам почаще заходить на них. Вот адреса: teatr-sats.ru, tvkultura.ru.

Сцена из спектакля «Синяя птица».

Сцена из спектакля «Синяя птица».

Сцена из спектакля «Синяя птица».

Сцена из спектакля «Синяя птица».

Наталия Сац.

Наталия Сац.

Сцена из спектакля «Синяя птица». Сцена из спектакля «Синяя птица». Наталия Сац.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных