Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

«Живые строки силу мне дают…»

Софья Милютинская | 10.11.2009

…Летняя гроза в Тарханах разыгралась не на шутку. Яркими стрелами пронзали небо молнии, уходя в землю. Но одна, самая дерзкая, ударила в огромный старый вяз. Многое тот повидал на своём веку. Под зелёной кроной-зонтом часто прятал от дождя маленького мальчика. А в солнечный день качал его на качелях, укреплённых на ветвях…

Мальчик вырос, стал известным на весь мир поэтом. Сто лет назад он погиб на дуэли. А сейчас сгорел и его могучий старый друг…

…Зимой того же, 1941-го, года, собрав силы, гнали наши войска со становлянской земли фашистов. А те, отступая, сжигали за собой всё, что могли. В огромный костёр превратилось село Кропотово – крестьянские дома и старинная усадьба. Фашисты, конечно, не знали, кто жил когда-то в этом поместье. Да это и не остановило бы их. А жил в нём более ста лет назад отец того самого маленького мальчика – Мишеньки Лермонтова…

В военное время люди не смогли уберечь многие исторические памятники нашей страны. А после войны нужно было поднимать промышленность, сельское хозяйство. И получилось так, что за этими жизненно важными заботами или по иной какой-то причине всё в большее запустение приходило наше культурное достояние: дома-музеи в Тарханах Пензенской области, где провёл Лермонтов своё детство, и в Пятигорске, где он жил, будучи взрослым. А в Кропотово от родовой усадьбы его отца, Юрия Петровича, уцелела лишь заросшая тополиная аллея – поросль тех деревьев, что сажал Мишенька.

Но осталось от поэта самое ценное – бессмертные, живые строки. Как и прежде, дарили они мудрость и доброту взрослым и детям. И на всю жизнь зажгли любовью к Лермонтову сердца липецкого учителя и её сорока воспитанников.

Обратите внимание на цифру – 41. Она встретится в нашем рассказе ещё не раз…

«БЕСПЕЧНОСТЬ И ПОКОЙ – НЕ ДЛЯ МЕНЯ ОНИ…»

Шёл 1961-й год – сто пятидесятый со дня рождения Лермонтова.

Учитель русского языка и литературы, руководитель драматического кружка 32-й липецкой школы Алла Матвеевна Шаталова готовила со своими воспитанниками творческий вечер, посвящённый Лермонтову. Ещё до войны Алла Матвеевна поступила в Ленинградское театральное училище и окончила два курса. Но война помешала стать актрисой – учёбу пришлось оставить. Однако и за те два года студенчества Алла Матвеевна научилась очень многому: овладела искусством сценической речи, научилась правильно накладывать грим, даже дышала на сцене так, как того требовали законы актёра. А ещё Алла Матвеевна прекрасно рисовала. Представляете, как многому учила она своих старшеклассников, какие до мелочей продуманные спектакли они ставили вместе?

…В тот памятный вечер и юные актёры, и зрители долго не расходились. Они поняли, что не хотят расставаться с Лермонтовым. И будто сама собой родилась идея съездить в Пензенскую область, в Тарханы. Там, в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, разлучившей внука с отцом, провёл Мишенька своё детство.

Четыре долгих года готовились ребята и Алла Матвеевна к поездке. Мальчишки и девчонки решили не просить денег у родителей, а заработать сами. После уроков и на каникулах подрабатывали на почте, в трудовых бригадах. А вечерами часто собирались в школе или у кого-то дома – читали Лермонтова. В те дни поняли: они уже не просто единомышленники. Они – лермонтовский клуб! Название выбрали сразу, почти без споров – «Парус».

…А тем временем в Липецке открылась новая, 41-я (!), школа. И многих учеников, в том числе и клубовцев, перевели туда…

«ИХ ВОЛЯ НЕПОКОЛЕБИМА, ИХ ТРУД ДОСТОИН ПОХВАЛЫ…»

И вот, наконец, наступило долгожданное лето 1966 года. Алла Матвеевна и сорок старшеклассников пустились в путь. Опять эта цифра – сорок один!

С собой ребята везли театральные костюмы, грим, декорации – всё сделано своими руками. Два года они готовили для тархановцев спектакль «Он грудью шёл вперёд, он жертвовал собой…».

Ребята не ожидали увидеть того, что увидели. В Тарханах царил беспорядок. Дом-музей не был в те годы государственной охранной зоной. Неподалёку находился совхоз, кстати, тоже носящий имя поэта. В парк усадьбы частенько забегали свиньи, а сам дом находился в аварийном состоянии…

В первый же вечер ребята показали свой спектакль работникам музея и жителям соседних сёл. И покорили тархановцев! Юным лермонтоведам разрешили провести здесь всё лето. И они стали трудиться, не жалея себя. Таскали кирпичи, расчищали парк, красили…

Вернувшись в Липецк, снова начали зарабатывать деньги. Перед отъездом из Тархан ребята отыскали бригаду плотников, готовых провести в усадьбе ремонт. Заключили с мастерами договор и теперь зарабатывали деньги, чтобы оплатить их труд.

Написали и отослали в Москву два письма: в Министерство сельского хозяйства – с просьбой перенести совхоз подальше от усадьбы и министру культуры – Екатерине Алексеевне Фурцевой. В этом письме они рассказали о том, что увидели в Тарханах, попросили выделить деньги на полную реставрацию усадьбы и включить музей в список государственных охранных зон.

Екатерина Алексеевна отнеслась к письму с большим вниманием, прочитала его на совещании министров страны. И вскоре просьба юных липчан была выполнена.

С тех пор каждое лето они проводили в Тарханах – по-прежнему работали и даже вели экскурсии для приезжих. Познакомились здесь с известными художниками, скульпторами, литераторами, лермонтоведами. А работники музея встречали липчан теперь не как гостей, а как коллег.

«ДЕЛИСЬ СО МНОЮ ТЕМ, ЧТО ЗНАЕШЬ…»

Из Тархан ребята привозили подарки. Понимая глубину их знаний, твёрдость духа и любовь к поэту, работники музея и именитые его гости дарили юным лермонтоведам ценные книги, картины, скульптуры, даже архивные документы. Конечно, всё это не должно было лежать в школе мёртвым грузом. Мальчишки и девчонки мечтали и другим подарить знания, которыми теперь владели. Они решили создать в школе музей Лермонтова. Попросили директора, Алексея Михайловича Кузнецова, выделить кабинет. Алексей Михайлович, конечно, пошёл навстречу. И отдал ребятам не только кабинет, но и рекреацию второго этажа школы.

Таня Евсикова превратила стены музея в картины Бородинского сражения. Выполнила гравюры по произведениям поэта, нарисовала несколько его портретов. В Тарханах Тане подарили открытку – копию стихотворения «Смерть Поэта», написанного рукой Лермонтова. Шестьдесят восемь часов она кропотливо увеличивала на миллиметровой бумаге строки, а затем перенесла их на стенд. Боря Борисов сделал миниатюры к прозе Лермонтова. Лариса Злобина и Володя Полукаров создали и в течение нескольких лет вели большую картотеку-дневник путешествий и находок клуба.

От идеи до открытия музея (а это произошло в 1871 году) прошло всего несколько лет. Но результат оказался удивительным – никто из посетителей не верил, что здесь всё сделано руками детей – от тяжёлых портьер на окнах до больших стендов.

Продумана была каждая мелочь. Даже цвета, которые царят в музее, – зелёный и красный – выбраны неспроста. Это цвета мундира Лермонтова.

«НЕ ПУГАЯСЬ ТРУДНОСТЕЙ, РУК НЕ ОПУСКАЙ…»

Следующей дорогой «Паруса» стал Северный Кавказ – поэтическая родина Лермонтова. Ребята решили съездить в Пятигорск, где состоялась роковая дуэль поэта с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. Для поездки сшили особую форму.

Приезд клубовцев совпал с реставрационными работами в музее «Домик Лермонтова». И, конечно, они предложили свою помощь. Но работники музея засомневались: многое ли можно доверить мальчишкам и девчонкам? Поручили им какую-то лёгкую работу. Тогда-то и произошла история, которую в течение многих лет пересказывали друг другу жители Пятигорска…

Ребята, им одним известным способом, дознались, что художник музея мечтал сделать особое, прочное и выразительное покрытие стен. Но проект сочли невыполнимым – для работы требовалось около ста тонн мелкого цветного гранита.

Больше месяца клубовцы собирали и дробили в Кабарде, на реке Малке, гранит. Они справились с работой, которую даже взрослые считали слишком сложной!

Следует ли говорить, что и здесь, в Пятигорске, липецкие мальчишки и девчонки отныне перестали быть гостями...

«…И ВЫЙДЕТ ОН ИЗ СВЕТСКОЙ ТИНЫ
ДУШОЮ БЕЛ И СЕРДЦЕМ НЕВРЕДИМ!»

Крутится неумолимое колесо времени. В 2002 году вышла на пенсию Алла Матвеевна Шаталова. Давно стали взрослыми её первые выпускники…

Борис Игоревич Борисов теперь художник. Одна из любимых тем его творчества – миниатюры к произведениям Лермонтова. Владимир Васильевич Полукаров связал свою жизнь с педагогикой. Он профессор, ректор Пензенского филиала Московского социального университета.

Лариса Васильевна Злобина окончила филологический факультет Воронежского университета. Защитила кандидатскую диссертацию, её темой, конечно, тоже стало творчество любимого поэта. Крупнейший петербургский пушкинист и лермонтовед Виктор Андроникович Мануйлов, создавая главный труд своей жизни – «Лермонтовскую энциклопедию», сам приезжал к Ларисе Васильевне, ещё аспирантке, и предлагал переехать в Санкт-Петербург, чтобы работать над этой книгой вместе. Но она отказалась. В то время в Тарханах продолжались ремонтные работы, нужна была помощь. Кстати, Лариса Васильевна так и не смогла расстаться с усадьбой. Она по-прежнему сотрудник музея, а два года назад ей присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Таня Евсикова стала Татьяной Ивановной Бербаш. Она художник, тоже кандидат наук, работает в Липецком государственном педагогическом университете. Именно с ней будет связан следующий эпизод из жизни юных лермонтоведов…

«…ХРАНИТЕ ПАМЯТЬ – БОЖИЙ ДАР! –
И МИР ВОКРУГ ЧУДЕСНЕЙ БУДЕТ…»

Пять лет назад новый руководитель «Паруса», учитель литературы Елена Михайловна Чиликина, и учитель истории Любовь Владимировна Ларькова предложили клубовцам съездить в село Кропотово Становлянского района. Туда, где находилось имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта. Ребята знали, что в Кропотово от усадьбы сохранилась лишь тополиная аллея, и решили привести её в порядок.

Узнав об этом, председатель Липецкого областного фонда научного краеведения Игорь Анатольевич Козмирчук помог снарядить летнюю крае- ведческую экспедицию. К юным лермонтоведам присоединились мальчишки и девчонки из других школ.

И вот – Кропотово… В человеческий рост крапива и дикая малина. Вместо аллеи – тополя в густых зарослях кустарника…

Ребята разбили палаточный лагерь. В бывшем селе не было воды – пришлось ходить в соседние деревни. С собой привезли лопаты и топоры. Но сразу стало ясно, что этого мало. Любовь Владимировна отправилась в Липецк и привезла бензопилу.

Днём работали, вечером сидели у костра, пели под гитару. Особенной популярностью пользовались песни из репертуара рок-группы «Король и Шут». Видимо, не почувствовали ещё тогда клубовцы, что неуместен здесь рок. Слишком сильны ещё были в их душах модные, бездумные веяния нашего времени. А взрослые, едва наступал вечер, мрачнели. И вот однажды Елена Михайловна подошла к костру. Она послушала песни и вдруг начала читать Лермонтова. Елена Михайловна не верила в быструю победу. И, к счастью, оказалась не права. Ребята сразу же «включились», стали вспоминать и читать, кто что знает. С тех пор ни разу не звучал в Кропотово «Король и Шут»… Очень хотелось взрослым и юным лермонтоведам установить на дороге около села памятный знак. Но это оказалось невозможно, потому что дорога совпала с федеральной трассой. Чтобы поставить знак, нужно было просить разрешение у слишком многих организаций. Тогда Игорь Анатольевич предложил сделать это прямо на месте бывшего имения.

Ребята написали письмо главе администрации Липецкой области Олегу Петровичу Королёву. И он сразу же согласился. Проект поддержали заместитель главы администрации области Людмила Валентиновна Куракова и начальник управления образования и науки Липецкой области Юрий Николаевич Таран.

Эскиз плиты вызвалась сделать Татьяна Ивановна Бербаш со своими студентами. А камень для памятного знака отыскали и доставили школьники из соседнего села Лукьяновка…

Об открытии памятного знака, которое состоялось в день 195-летия Лермонтова, вы уже знаете из предыдущего номера «Золотого ключика»…

***

Число «41» в судьбе Лермонтова и в памяти о нём сыграло роковую роль. В 1841 году поэт погиб. В 1941-м молния уничтожила его любимый вяз в Тарханах, фашисты сожгли усадьбу отца в Кропотово. Но дети из школы по номером «41» города Липецка сделали всё возможное для того, чтобы это число перестало быть для поэта печально магическим...

Фото автора и из архива клуба

Фото автора и из архива клуба

Барский дом в Тарханах.

Барский дом в Тарханах.

Алла Матвеевна.

Алла Матвеевна.

Фрагмент экспозиции музея Лермонтова в 41-й школе.

Фрагмент экспозиции музея Лермонтова в 41-й школе.

Портрет Михаила Лермонтова, выполненный Таней Евсиковой.

Портрет Михаила Лермонтова, выполненный Таней Евсиковой.

Т. И. Бербаш на открытии памятного знака.

Т. И. Бербаш на открытии памятного знака.

Фото автора и из архива клуба Барский дом в Тарханах. Алла Матвеевна. Фрагмент экспозиции музея Лермонтова в 41-й школе. Портрет Михаила Лермонтова, выполненный Таней Евсиковой. Т. И. Бербаш на открытии памятного знака.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных