Чт, 17 Января, 2019
Липецк: -6° $ 66.76 76.14
Чт, 17 Января, 2019
Липецк: -6° $ 66.76 76.14
Золотой ключик | Золотой ключик

Просто по-другому

Софья ЗАГИТОВА | 09.02.2016

Прошлой осенью сбылась моя большая мечта. По программе обмена фонда «Интеркультура» я провела три месяца в далёкой Швейцарии. Училась в государственной школе со швейцарскими сверстниками, а жила в принимающей семье.

Оказывается, ребята в этой стране учатся тринадцать лет. Шесть лет они проводят в начальной школе, три года – в средней и четыре – в гимназии. В первый день директор провёл для меня экскурсию по зданию школы. Он рассказал, где находится кафетерий, где – спортзал. А потом проводил в кабинет.

Перед встречей с новым классом было волнительно. До поездки я слышала, что швейцарцы холодные и замкнутые. Но стоило мне войти, как ребята достали таблички со своими именами, написанными на кириллице. А кто-то даже попытался сказать по-русски «Здравствуй». В ту минуту я поняла, что не стоит верить слухам. В любом уголке планеты можно встретить дружелюбных людей!

В швейцарской школе для меня было много нового. Сложнее всего оказалось привыкнуть к немецкому языку. Я не очень хорошо им владела. А говорить приходилось много – учителя из урока в урок расспрашивали обо мне, о России. Да и ребятам хотелось узнать, как живут их сверстники в другой стране.

Наш класс был с художественно-музыкальным уклоном, что меня поначалу не очень-то обрадовало. Однако уже после первого занятия я стала с нетерпением ждать этих четырёх часов искусства по вторникам. Но больше всего мне понравились опыты и эксперименты на уроках. Химию мы изучали на примере кипения энергетика. На физике рассматривали в телескоп Юпитер. А на биологии раз в неделю принимали участие в уроке-практикуме.

Дни сменялись неделями. И вот наступила пора контрольных работ. Оказалось, учителя в Швейцарии не составляют несколько вариантов. Чтобы ребята не списывали, между ними ставят специальные перегородки. Впрочем, гимназисты и сами не любят искать ответы в тетрадях соседа. Таков негласный закон: можно попросить объяснить непонятную тему, но нельзя «воровать» чужое решение.

Отношения «учитель – ученик» у них тоже особенные. Взрослые обращаются к ребятам на «вы». А о том, что такое репетитор, швейцарские школьники могут только догадываться. Весь непонятый и пропущенный материал учителя объясняют после уроков.

Понравилось мне и в начальной школе, где я побывала во время каникул в сопровождении хост-сестры. Здесь больше всего удивила форма занятий. Учителя там, как на подбор, немного певцы, артисты и музыканты. И потому таблицу умножения ребята учат в стихах, а сказки читают, сидя в кругу прямо на полу.

Были в Швейцарии и минусы: если здание начальной школы есть в каждом населённом пункте, то некоторым старшеклассникам приходится тратить больше часа на путь от дома до школы. Потом столько же – обратно. Я, например, выходила из дома за 50 минут до начала занятий. На автобусе добиралась до станции. Затем на электричке – до города, где находилась гимназия. И хотя остальные радости сглаживали это обстоятельство, я всё же здорово уставала от долгих переездов. А ещё – сильно соскучилась по России.

До чего же радостно было увидеть близких, услышать родную речь, вдохнуть знакомые ароматы! Я вдруг поняла: хорошо окунуться в жизнь другой страны, а потом вернуться обратно. Ведь в гостях хорошо, но дома – лучше.

Семья, в которой я жила.

Семья, в которой я жила.

Семья, в которой я жила.