Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Как научиться слушать?

22.09.2015

Сегодня – советы из моих старых конспектов лекций психолога Бориса Сергеевича Алякринского. О нём я рассказывала вам в прошлом номере «Золотого ключика». Кстати, Борис Сергеевич настойчиво советовал побольше есть овсянки и овсяного печенья. И многие его такие простые подсказки помогают. А заведённые мною картотеки (карточки можно вырезать из плотной бумаги или попросить в библиотеке – обычно там бывают лишние) и папки со всевозможными газетными, журнальными вырезками и перепечатками, выписками до сих пор прекрасно служат. 

Вот что обычно мешает нам слушать:

1. Наш ум не хочет ждать. Мысли бегут быстрее, чем речь. Пока мы ждём, когда будут произнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается... В результате «оседает» лишь несколь­ко слов, и мы теряем смысл сказанного.

2. Нам кажется, что мы это уже знаем, поэтому слушаем вполуха.

3. Мы смотрим, а не слушаем: сколько раз бывало, что не улавливаешь имени нового знакомого только потому, что мысли заняты его внешним видом, ма­нерами.

4. Мы пытаемся слушать, одновременно отдавая часть своего внимания газете, радио или телевизору...

5. Мы забываем самое главное: внимаем словам, а не мыслям.

6. Нас оглушают эмоции: когда кто-либо пы­тается высказать мнение, противоположное тому, кото­рое мы считаем единственно верным, – мы бессозна­тельно боимся, что услышим то, что заставит нас усом­ниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаём воспринимать говорящего и начи­наем планировать свою словесную контр­атаку.

А вот шесть способов, рекомендуемых для улучше­ния навыков слушания:

1. Учитесь медленно сосредоточиваться; используйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три ми­нус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?»

2. Устройте себе радио- или телеэкзамен; прослу­шайте вместе с кем-нибудь передачу (умную, конечно!) и проверьте, сколь­ко высказанных в ней положений вы оба запомнили; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею пе­редачи.

3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание; не пытайтесь слушать и одновременно делать ещё два или три дела.

4. Учитесь понимать точки зрения, противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к тому, что вы слышите. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему по­нять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного.

5. Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать, то, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выпол­нить.

6. Помогайте слушать другим, во всяком случае, не мешайте. В свою очередь, сами сразу от­кликайтесь на слова, обращённые к вам.

Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА,

журналист.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных