Чт, 23 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Вся жизнь рядом с Пушкиным

Алёна КАШУРА | 16.06.2015

В прошлом выпуске «Золотого ключика» мы рассказали вам, дорогие читатели, про областной детский кинофестиваль «Радуга». А теперь, как обещали, знакомим с человеком, который этот фестиваль придумал и организовал.

Итак, просим любить и жаловать: актриса, режиссёр, сценарист, заслуженная артистка РСФСР и заслуженный деятель искусств России Наталья Сергеевна Бондарчук.

Наталья Сергеевна приезжала в Липецк, чтобы представить на кинофестивале свой фильм «Пушкин: последняя дуэль». Перед его показом мне довелось пообщаться с нашей замечательной гостьей. Речь зашла о книгах, детстве и, конечно, о Пушкине.

– Наталья Сергеевна, какой автор стал лучшим другом и спутником вашего детства?

– Им стал Александр Сергеевич Пушкин. Родители рассказывали, что в детстве я долго не говорила. Очевидно, все диалоги происходили у меня внутри. Но вот однажды я и моя бабушка плыли на кораблике по Москве-реке. Когда он проходил мимо какого-то дома, я вдруг процитировала отрывок из «Сказки о царе Салтане»: «И родимая страна вот уж издали видна». А слова «мама» и «папа» были уже после.

– Любовь к гению русской литературы наверняка передалась вам от родителей...

– Конечно! Серенькие томики с его произведениями стояли у нас дома на самом почётном месте. Мой папа, актёр и режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук, завладев очередной книгой Пушкина, всякий раз говорил маме: «Инна, смотри – всего двадцать копеек стоит, а ведь гений написал!» Вообще папа собрал уникальную библиотеку. Например, однажды он принёс, словно драгоценность, огромный том Данте Алигьери с гравюрами Гюстава Доре, изданный в 19-м веке. Этот том перешёл ко мне по наследству. Я даже снимала работу по гравюрам Доре, когда училась во Всесоюзном государственном институте кинематографии.

– А какая книга произвела на вас в детстве наибольшее впечатление?

– «Записки Марии Волконской». Эта книжечка в голубой обложке легла мне в руки в одиннадцать лет. И не случайно... Мои бабушка и мама из Сибири. Бабушка Анна Герман – писательница и отважная исследовательница горного Алтая. Мама, актриса Инна Макарова, родилась в городе Тайга Кемеровской области. Там, где они жили, эту книжку читали все. Ведь Мария Николаевна, автор «Записок», – жена декабриста. Она последовала в Сибирь за своим супругом, князем Сергеем Волконским, когда его туда сослали. И пережила там немало тяжёлых испытаний. Лишь в глубоком возрасте, по настоянию старшего сына Михаила, эта мужественная женщина описала часть минувших событий. Я обливала слезами «Записки Марии Волконской». Думаю, что прочитать их должны все молодые девушки.

Эта книжка предопределила и одну из моих работ в кино. Однажды в журнале «Советский экран» я прочитала заметку о том, что режиссёр Владимир Яковлевич Мотыль собирается снимать фильм о жёнах декабристов. И вскоре меня утвердили на роль Марии Волконской! Так я сыграла в кинокартине «Звезда пленительного счастья».

А ещё «Записки Марии Волконской» приоткрыли для меня завесу одной из сердечных тайн Пушкина. Оказалось, что строки «Как я желал тогда с волнами / Коснуться милых ног устами» посвящены именно юной Марии Николаевне, которая в ту пору была Раевской.

ИСТОРИЯ ОТ НАТАЛЬИ БОНДАРЧУК,
ИЛИ ЗАГАДОЧНОЕ КОЛЬЦО

Когда Николай Николаевич Раевский собрался вместе с семьёй на Кавказские Воды, он пригласил в путешествие и Александра Сергеевича Пушкина. Пригласил не случайно. В ту пору здоровье молодого поэта сильно пошатнулось. Узнав об этом, генерал решил ему помочь.

Машеньке Раевской тогда едва исполнилось пятнадцать. И поэт в неё, конечно, влюбился. Он посвятил ей стихотворение. А ещё подарил золотое кольцо с сердоликовой печатью. Конечно, вручить кольцо юной незамужней девушке просто так Александр Сергеевич не мог. Правила общения в то время были строгие, и Мария не стала бы его носить. Тогда поэт решил разыграть колечко в лотерею. Пушкин предложил Маше вытянуть бумажку с именем. И девушка выиграла! Так она стала обладательницей колечка, не подозревая о том, что лотерея была для неё беспроигрышной. На всех бумажках было одно имя – Мария Раевская. Это колечко она потом носила всю жизнь и увезла его в Сибирь. А перед смертью передала сыну Мише.

Наталья Сергеевна Бондарчук долго пыталась выяснить, правдива ли эта история и существует ли кольцо с сердоликовой печатью на самом деле. Её сомнения развеялись в музее-квартире Пушкина, расположенном в Санкт-Петербурге на Мойке, 12. Там хранительница фондов показала то самое колечко. Наталья Сергеевна тщательно его измерила и заказала себе точную копию. С тех пор оно – верный талисман режиссёра.

– Наталья Сергеевна, вернитесь, пожалуйста, немного назад. Расскажите, какое место в вашем детстве занимали сказки.

– Гигантское! Я просто обожала сказки народов мира: и китайские, и корейские, и японские – все. И когда пошла в первый класс, не желала расставаться с любимыми историями даже на уроках. Особенно на математике, ведь я гуманитарий по природе. Мне всегда хотелось дочитать сказку, узнать, чем она закончилась. Поэтому вкладывала книжки в обложки учебников и читала. Глаза у меня горели, щёки краснели, и я была просто счастлива.

– А была ли у вас книга, которая помогла преодолеть сложные периоды в жизни?

– Да, такая книга есть. Называется «Дорога уходит вдаль», её сочинила Александра Яковлевна Бруштейн. С этой писательницей была знакома моя бабушка Анна Герман. Именно Александра Яковлевна первой заметила талант моей мамы и благословила её на поступление во ВГИК. А потом, будучи в преклонном возрасте, встретилась и со мной. Книгу Бруштейн я перечитывала раз сорок. И вот почему... «Дорога уходит вдаль» – это название картины. Её написал и подарил главной героине книги человек, у которого не было рук. Он рисовал картину ногами! Его пример стал для меня символом преодоления. И я поняла: как бы ни было сложно – дорога уходит вдаль. А значит, выход можно найти в любой ситуации. Всё зависит от нас самих. Если мы будем идти к своей цели, то непременно её достигнем. Я много раз в этом убеждалась.

– Про испытания. Наталья Сергеевна, насколько мне известно, вы отказывались от ролей в фильмах, если считали, что эта работа не принесёт вам удовольствия.

– Чтобы сделать правильный выбор, я всегда спрашиваю себя: имеет ли это дело к культуре? И если ответ отрицательный, смело отказываюсь от предложения сниматься. Вот почему я взялась за тему Пушкина, там всё по-настоящему.

– И наверняка перечитали немало книг...

– Разумеется! Чтобы снять фильм «Пушкин: последняя дуэль», я перечитала около двух тысяч книг, посвящённых гению русской литературы. Мне было важно узнать живую речь его эпохи. И порой я находила нужные слова, написанные лишь в примечаниях мелким-мелким шрифтом. В результате у меня собралась уникальная пушкиниана. К примеру, в ней есть переписка Геккерена с его приёмным сыном Дантесом.

– К съёмкам фильма «Гоголь. Ближайший», где вы стали и сценаристом, и режиссёром, подготовка была такой же основательной?

– Да. Но здесь уже было легче. Ведь Пушкин и Гоголь жили в одну эпоху при одном царе. Поэтому собрать библиотеку, посвящённую Николаю Васильевичу, оказалось гораздо проще.

А вообще я ценю разные произведения. Для меня любая книга – настоящая драгоценность. Особенно если это книга воспоминаний. Я сама написала такую книгу о своей жизни, где рассказала про своё детство, путешествие в Гималаи, работу в кино... Называется она «Единственные дни». Сейчас это уже библиографическая редкость. Поэтому собираюсь дополнить её и переиздать.

– Наталья Сергеевна, а вам приходилось встречаться с потомками Александра Сергеевича Пушкина?

– Приходилось, и не раз. Вот уже несколько лет я дружу с Александром и Марией, потомками любимого сына Пушкина – Сашки Рыжего. Причём у Александра тоже голубые глаза, как и у его великого предка. Живут брат и сестра в Бельгии в скромной квартире, где всё заполнено фамильными гербами. К сожалению, детей у них нет, поэтому они – последние прямые потомки Александра Сергеевича Пушкина.

Познакомились мы в Америке, куда Александр и Мария пригласили меня на фестиваль, посвящённый их гениальному предку. Посмотрев «Последнюю дуэль», они растрогались до слёз. Стали обнимать меня и пожимать руки. Оказалось, я сняла именно ту версию развития событий, о которой им рассказывали их бабушки и дедушки. Было очень радостно это слышать. Ведь главным критиком своей работы над фильмом я считала Александра Сергеевича Пушкина. Мне хотелось, чтобы он согласился с каждым кадром и словом, если б смог увидеть мою картину.

На этом наша беседа с Натальей Сергеевной завершилась, и мы попрощались. Она направилась в зал представлять свой фильм. А я заняла место рядом с остальными зрителями и с удовольствием погрузилась в закрученные события последних дней жизни Пушкина.

Очень советую посмотреть «Последнюю дуэль» и вам, дорогие читатели. В этом фильме каждое слово – правда.

Наталья Сергеевна.

Наталья Сергеевна.

Наталья Сергеевна.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных