Вт, 20 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Прошедших лет воспоминанья

Анжела Юнченко, научный сотрудник областного краеведческого музея | 13.10.2009

Родной дом Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского в деревне Рязанка, его любимое имение в Гремячке и другие места, связанные с именем этого замечательного учёного и человека, сохранились до наших дней во многом благодаря стараниям его внучки. Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская-Болдырева, художник и искусствовед, прожила долгую и яркую жизнь, которая заслуживает отдельного рассказа.

Начало пути

Вера Дмитриевна, старшая внучка и неизменная помощница великого учёного, родилась 21 ноября 1888 года в Петербурге. Её отец Дмитрий Дмитриевич был единственным сыном Петра Пет- ровича Семёнова-Тян-Шанского и Веры Александровны Чулковой. Их счастливый брак продолжался всего полтора года. Жена Петра Петровича скончалась от скоротечной чахотки. Он, глубоко потрясённый этой трагедией, долгих восемь лет оставался в одиночестве. И уже на закате своих дней говорил внучке, что время, проведенное с любимой Верой в Гремячке, было самым счастливым периодом его жизни.

Осиротевшего Митю воспитывали сначала родственники Веры Александровны. А затем вторая супруга Петра Петровича, Елизавета Андреевна, окружила мальчика любовью и заботой, как родного сына.

Повзрослев, Дмитрий стал достойным продолжателем дел своего отца. Он получил известность как крупный специалист по сельскому хозяйству, председатель статистического отделения Географического общества. Его жена, Евгения Михайловна, по обычаю того времени, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Их у них было семеро. В этой дружной семье часто устраивались домашние спектакли, все писали стихи, всегда звучала музыка. В гостеприимном доме Семёновых-Тян-Шанских бывали знаменитые и известные певцы, артисты, поэты, художники. Удивительная творческая атмосфера, в которой прошли детские годы Веры Семёновой-Тян-Шанской, породила в её душе увлечение музыкой. Вера мечтала стать музыкантом и находила полное понимание и поддержку у бабушки, Елизаветы Андреевны. Но «по окончании среднего образования» девушка тяжело заболела, не смогла регулярно посещать занятия. И с мечтой пришлось проститься.

Дедушка и внучка

В детстве Вера редко встречалась с дедушкой, но её старшие братья-студенты ездили в Гремячку, где сопровождали Петра Петровича на экскурсиях, писали под его диктовку, помогали разбирать насекомых и растения. По рассказам братьев, Гремячка представлялась Вере «настоящим раем земным», она мечтала «попасть туда, к дедушке – и вот мечта исполнилась». У неё появилась возможность не просто проводить лето в Гремячке, но и помогать деду в его многообразной деятельности. Совместная работа сблизила молодую девушку и старого учёного, и между ними установились замечательные отношения. Пётр Петрович очень любил старшую внучку.

Вера не только участвовала во всех поездках за пределы усадьбы, в которых помогала собирать насекомых, но и исполняла почётные обязанности «секретаря» дедушки. Он диктовал, а Вера записывала. Так рождались письма, научные статьи и знаменитая книга «Путешествие в Тянь-Шань». Иногда Пётр Петрович прерывал диктовку и заводил необыкновенно живой и подробный рассказ о прошедших событиях и прекрасных местах, виденных им во время путешествия.

Общение с Пет-ром Петровичем сыграло огромную роль в формировании художественного вкуса и выборе профессии старшей внучки. Помимо музыки, Вера увлекалась изобразительным искусством. И с перерывом в три месяца, вызванным болезнью, закончила три класса в школе Поощрения художеств. «Первые уроки акварели и масляной живописи» давала ей тётя. Ольга Петровна Семёнова, единственная дочь великого учёного, была прекрасным художником-пейзажистом.

Впоследствии Вера Дмитриевна писала: «Дедушка очень приветствовал моё это начинание, находя у меня способности. Но я особенного значения своему этому занятию не придавала, так как в нашей семье, начиная с отца, все хорошо рисовали». «В Петербурге, по желанию дедушки, я стала посещать художественные мастерские и, хотя вследствие болезни часто пропускала занятия, всё же сделала успехи». При этом «свои этюды и рисунки» она «стеснялась показывать дедушке». «Если же делала с него зарисовки, то всегда украдкой. Так, в 1909 году, – вспоминала Вера Дмитриевна, – я его нарисовала углём, когда он разговаривал и не заметил, что я его рисую». Именно этот, тайно сделанный, портрет деда был представлен на самой первой в её жизни выставке. Состоялась она в 1910 году в Академии Художеств.

И вдруг счастливое течение её жизни прервала тяжёлая болезнь. Поздней осенью 1911 года Вера «уехала в горы Швейцарии» в надежде, что искусные врачи, знаменитые курорты и смена климата помогут выздоровлению. Она возвратилась домой через два года и снова попыталась учиться живописи и рисунку, теперь в мастерской графика и театрального художника М.В. Добужинского.

Тяжёлые годы

Следующий, 1914, год принёс много несчастья. 26 февраля не стало Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.

Весной Вера Дмитриевна перенесла тяжелейшую операцию.

Летом началась Первая мировая война. Нес-мотря на слабое здоровье, Вера Дмитриевна поступила работать сестрой милосердия в госпиталь для раненых воинов. Во время своего продолжительного пребывания в больницах она узнала о том, как лечатся раны и нарывы, накладываются повязки, и в Гремячке помогала бабушке лечить крестьян. Всё это очень пригодилось в госпитале.

17 июля 1915 года – опять горе. От инсульта умерла бабушка, Елизавета Андреевна.

А затем революция потрясла Россию, расколола и разметала дружную семью Семёновых-Тян-Шанских.

В ноябре 1918 года от сердечного приступа скончался отец, Дмитрий Петрович Семёнов-Тян-Шанский. После его смерти «всё оборвалось и опустело». «Отец занимал такое большое место в нашей жизни и сердцах, что потерю его ничем нельзя было заменить».

За этой невосполнимой потерей последовала смерть старших братьев, Леонида и Рафаила, любимой матери, Евгении Михайловны, и «дорогой сестры и подруги Ариадны».

Но, лишившись почти всех, кого любила, Вера Дмитриевна не впала в отчаяние. В годы, которые запомнились ей «залитыми кровью и слезами», она разбирала книги, поступившие из частных собраний в общественные библиотеки. Работала воспитателем и «руководителем художественными ремёслами» в детском доме. И продолжала заниматься творчеством.

В 1924 году вступила в «Общину художников».

Искусствовед и художник 

В юности Вера Дмитриевна не получила высшего образования, восполнила этот пробел, когда ей было уже за сорок. В 1930 году окончила Государственный институт истории искусств. Учёбу она совмещала с работой «руководителем экскурсий» в Эрмитаже.

Однако, получив диплом, занялась оформительским творчеством.Особое значение имели её работы в музеях: географическом, военно-историческом, сельскохозяйственном. Три года Семёнова-Тян-Шанская была старшим художником-оформителем Музея антропологии и этнографии, который принадлежал Академии наук. За это время она выполнила более 50 живописных и графических работ, панно и муляжей.

При этом Вера Дмитриевна принимала активное участие во всех ленинградских художественных выставках. В 1932 году стала членом Союза художников. А через семь лет состоялась её первая персональная выставка, на которой были представлены на суд зрителей 72 картины.

Война

В сентябре 1941 года, чуть больше двух месяцев после нападения фашистов на нашу страну, началась блокада Ленинграда. Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская, как и многие представители её рода, не покинула родной город. Сразу после начала блокады она вернулась в Эрмитаж, чтобы помочь спасти художественные ценности.

В Ленинграде не было ни света, ни воды, ни топ-лива, ни пищи. По словам ленинградского писателя Н.С. Тихонова: «Город, казалось, умирал, и ничто не могло остановить этот процесс умирания». Но жители города продолжали трудиться. Вера Дмитриевна после Эрмитажа работала на станциях, вокзалах, в Доме Красной армии, госпиталях. Работа для немолодой истощённой женщины была настоящим подвигом. Наградой за это стала медаль «За оборону Ленинграда». «Смерть ходила рядом, умирали знакомые, друзья, родственники». В 1942 году ушли из жизни три брата её отца: Андрей, Измаил и Вениамин. Она вынесла всё и дождалась января 1943 года, когда блокада, наконец, была прорвана, и положение многострадальных ленинградцев улучшилось.

Теперь Вера Дмитриевна писала панно, делала плакаты, украшала здания и рассказывала раненым в военно-морском госпитале об истории Ленинграда. И в то же время работала в государственной инспекции по охране памятников, где занималась не только «учётом художественных ценностей», но и изготовлением камуфляжей исторических зданий, которые надёжно скрывали бы их от глаз врага. В 1944 году, когда наши войска освободили окраины и пригороды Ленинграда, поехала в некогда прекрасный, а теперь разорённый фашистами Павловск. Эта грустная поездка была предпринята не из любопытства. Вера Дмитриевна зарисовала разрушения в парке и дворцах, сохранив таким образом живое свидетельство страшных событий для поколений, никогда не видевших войны.

После победы 

После долгожданной Победы художник Семёнова-Тян-Шанская продолжала трудиться и как живописец, и как график. В галерее её работ появились портреты учёных, художников, адвокатов, врачей, инженеров, колхозников, детей. Знакомство со знаменитой балериной Галиной Улановой и увлечение балетом породили целую серию работ, посвящённых этому виду искусства. Особенно интересна её графическая серия об Александре Пушкине.

При этом Вера Дмитриевна работала в теат-ральном музее и писала маслом картины с изоб-ражением животных и сказочных персонажей для детских садов Москвы и Ленинграда. Несмотря на преклонный возраст, активно участвовала в выставках. В 1959 году художник Семёнова-Тян-Шанская представила сто работ на свою персональную выставку.

Возвращение на родину предков 

Вере Дмитриевне было уже за восемьдесят, когда она решилась на поездку по местам, связанным с её детством и юностью. В 1966-1967 годах побывала в любимой Гремячке и родном имении деда – Рязанке. Тогда родилась идея проведения выставок её художественных произведений на родине предков. Сначала выставка гостила в Доме культуры города Чаплыгина, потом – в Липецком областном краеведческом музее.

В Липецке Вера Дмитриевна познакомилась с председателем регионального отделения Географического общества В.И. Даниловым. Владимир Иванович в то время занимался исследованием состояния усадебных парков Липецкой области. Эта неслучайная встреча сыграла важную роль в дальнейшей судьбе имения Семёновых.

Усадьба Рязанка была взята под охрану, но все здания на её территории не принадлежали ни одной организации и начали постепенно приходить в упадок. Нужно было срочно найти для Рязанки «хозяина», который позаботился бы о родном доме Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Вера Дмитриевна очень много помогала Владимиру Ивановичу в решении этой проб-лемы. Их совместными усилиями дом в Рязанке был спасён от возможной гибели, а усадьбу передали Липецкому государственному педагогическому институту (ныне – университет). Студенты и преподаватели привели её в порядок.

К 150-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка в одной из комнат усадебного дома оформили музей. А в октябре 1977 года Рязанка уже принимала гостей – участников юбилейной научной конференции. Среди них была и Вера Дмитриевна. Ей в тот момент минуло девяносто лет.

Старшая внучка Семёнова-Тян-Шан-ского передала для будущего музея-заповед-ника в Гремячке свою библиотеку, мебель и бытовые предметы своей семьи. А затем подарила фотографии, книги и вещи Петра Пет-ровича Липецкому областному краеведческому музею.

В 1982 году в художественном фонде этого музея появилась большая коллекция её живописных и графических произведений, подаренная автором.

Работы Веры Дмитриевны Семёновой-Тян-Шанской можно увидеть не только в нашем музее, они заняли достойное место в собрании Русского музея, Эрмитажа, Пушкинского музея, Бахрушинского музея, Музея музыкальной культуры и других.

Яркая, трудная, насыщенная событиями жизнь Веры Дмитриевны Семёновой-Тян-Шанской обор- валась 10 ноября 1984 года. Прошло более 25 лет, но память о ней живёт: продолжают радовать людей её картины, в сохранённом усадебном доме в Рязанке работает музей Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, о котором она мечтала. И по-прежнему оживает прошлое на страницах её воспоминаний.

Автопортрет. 1916 г.

Автопортрет. 1916 г.

С дедушкой в Гремячке. 1907 – 1908 гг.

С дедушкой в Гремячке. 1907 – 1908 гг.

Тайно сделанный портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского. 1909 г.

Тайно сделанный портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского. 1909 г.

Яхты у Петропавловской крепости. 1940 г.

Яхты у Петропавловской крепости. 1940 г.

Уланова и Сергеев в балете «Ромео и Джульетта». 1957 г.

Уланова и Сергеев в балете «Ромео и Джульетта». 1957 г.

Вера Дмитриевна в любимой Рязанке. 1975 г.

Вера Дмитриевна в любимой Рязанке. 1975 г.

Автопортрет. 1916 г. С дедушкой в Гремячке. 1907 – 1908 гг. Тайно сделанный портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского. 1909 г. Яхты у Петропавловской крепости. 1940 г. Уланова и Сергеев в балете «Ромео и Джульетта». 1957 г. Вера Дмитриевна в любимой Рязанке. 1975 г.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных