Вс, 19 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.56 72.37

Коллекция картин П.П. Семёнова-Тян-Шанского

13.10.2009

2006-м году Государственный Эрмитаж открыл большую экспозицию из произведений, входящих в знаменитую коллекцию голландской живописи Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Напомним, что тот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Рембрандта, в честь 400-летия великого художника. Так почему же Эрмитаж именно в это время предлагает своим посетителям познакомиться с коллекцией нашего знаменитого земляка? В предисловии к каталогу этой выставки, вышедшему с названием «Вкус коллекционера», рассказывается о том, как любовь к творчеству великого голландского живописца во многом определила увлечённость русского коллекционера «эпохой Рембрандта».

Финансовые возможности не позволяли Петру Пет-ровичу приобретать произведения самого мастера, но ему посчастливилось купить множество полотен малоизвестных художников, учеников и последователей Рембрандта. Местами их приобретения были аукционы, столичные антикварные магазины и даже лавки рыночных старьёвщиков. По сути, П.П. Семёнов-Тян-Шанский сберёг целый пласт культуры 16-17 веков, который мог исчезнуть из-за того, что картины меняли владельцев, старели, выходили из моды, подвергались грубой реставрации.

С годами коллекция всё больше напоминала «энциклопедию» голландской живописи, которая включала сотни имён художников. Потемневшие от времени полотна в багетных рамах украшали все комнаты петербургской квартиры П.П. Семёнова-Тян-Шанского, заселив даже коридоры и детские. Пётр Петрович гостеприимно встречал всех, кто интересовался картинами, водил их по комнатам, объясняя историю каждого полотна, оригинальную манеру живописи художников. Увлечение главы семьи наложило отпечаток и на характер занятий других домочадцев. Одной из любимых игр в семье стало рисование на любом клочке бумаги в «подражание голландским сюжетам».

К изучению живописи знаменитый географ обращается уже в зрелом возрасте, когда ему было почти сорок лет. Блестящий эрудит, неутомимый деятель науки, крупный государственный чиновник, П.П. Семёнов-Тян-Шанский настолько серьёзно погружается в изучение истории голландской живописи, что становится подлинным экспертом творчества художников 17 века. Он самоучкой овладевает тайнами художественной экспертизы, развивает интуицию, сравнивая сотни, тысячи картин. Рассматривание старинных полотен, посещение музеев и чтение искусствоведческой литературы становятся его постоянными занятиями. Пять лет (1885-1890 гг.) он отдает написанию капитального труда «Этюды по истории нидерландской живописи». А в 1906 году, после консультаций крупнейших искусствоведов Западной Европы, П.П. Семёнов-Тян-Шанский составляет и издаёт подробный каталог своей галереи. К этому времени его коллекция получает известность не только в России, но и в Европе. Репутация Петра Петровича в кругах собирателей старины и историков живописи была безупречной.

О первоначальном замысле картинной галереи до сих пор никаких свидетельств нет. Возможно, П.П. Семёнов-Тян-Шанский начал покупать произведения голландской школы, которые ему просто нравились. Но с годами покупки обрели целенаправленность. По замыслу Семёнова-Тян-Шанского, его галерея должна была стать дополнением к голландскому собранию Императорского Эрмитажа. И эта, казалось бы, утопическая идея воплотилась в жизнь. В марте 1910 года 83-летний сенатор обратился в Эрмитаж с предложением купить его галерею «за половинную стоимость». Галерею купили.

В знак особого уважения к заслугам маститого учёного музей пошёл на необычный шаг: после официального оформления бумаг все работы были оставлены прежнему владельцу в пожизненное пользование. При этом оговаривалось одно условие: картины могли быть перевезены досрочно в том случае, если старый сенатор ослепнет. Затем Эрмитаж застраховал коллекцию. Внесённые в специальную опись картины по-прежнему оставались в доме коллекционера. Только после его кончины в 1914 году галерею перевезли в Императорский Эрмитаж, где раздел голландской и фламандской живописи пополнился семьюстами картинами мастеров, в большинстве своём до этого времени не представленных в Эрмитаже. Кроме картин, в состав коллекции Семёнова-Тян-Шанского входили и гравюры.

Рассказано по каталогу «Вкус коллекционера», изданному Государственным Эрмитажем, и по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Научное наследие П.П. Семёнова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки», которая состоялась в Липецком государственном педагогическом университете в 2007 году.

Портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского работы В. А. Серова. 1905 г.

Портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского работы В. А. Серова. 1905 г.

Молодая женщина, угощающая кавалера вином. Около 1660 г. Квиринг Герритс Ван Брекеленкам. Фрагмент

Молодая женщина, угощающая кавалера вином. Около 1660 г. Квиринг Герритс Ван Брекеленкам. Фрагмент

Площадь перед дворцом в итальянском городе. 1664 г. Эммануел де Витте. Фрагмент

Площадь перед дворцом в итальянском городе. 1664 г. Эммануел де Витте. Фрагмент

Завтрак. 17 век. Рулоф Кутс (приписывается). Фрагмент

Завтрак. 17 век. Рулоф Кутс (приписывается). Фрагмент

Женский портрет. Неизвестный нидерландский художник 16 века. Фрагмент

Женский портрет. Неизвестный нидерландский художник 16 века. Фрагмент

Портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского работы В. А. Серова. 1905 г. Молодая женщина, угощающая кавалера вином. Около 1660 г. Квиринг Герритс Ван Брекеленкам. Фрагмент Площадь перед дворцом в итальянском городе. 1664 г. Эммануел де Витте. Фрагмент Завтрак. 17 век. Рулоф Кутс (приписывается). Фрагмент Женский портрет. Неизвестный нидерландский художник 16 века. Фрагмент
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных