Ср, 19 Июня, 2019
Липецк: +24° $ 64.43 72.70

Поэзия тихой жизни в живописи Николая Третьякова

22.08.2014

Живя в большом шумном городе, всегда так приятно оказаться за его пределами, прогуляться по непритязательной деревенской улочке, насладиться чистым воздухом и замечательными видами природы, ощутить поэзию совсем другой, тихой жизни... Не имея возможности уйти в отпуск раньше положенного времени, сотрудникам нашего музея всё же очень хотелось совершить подобное путешествие. И в этом нам помогли… картины! Я хочу познакомить вас с московским художником Николаем Николаевичем Третьяковым, в чьих творениях удивительным образом оживают природа и будто сошедший со страниц произведений русской литературы неспешный деревенский быт.

Николай Николаевич Третьяков родился в 1962 году в Москве в семье замечательного педагога, искусствоведа, художника и театрального режиссёра Николая Третьякова. Николай Николаевич-старший был представителем славной педагогической династии, человеком широчайшего дарования и уважаемым специалистом по истории русского искусства. О Третьякове-педагоге до сих пор вспоминают его многочисленные ученики, издаются его лекции.

В такой семье не мог не появиться талантливый художник. Наш герой окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, затем несколько лет стажировался в Творческой мастерской живописи Российской академии художеств. Взгляд художника на окружающую его жизнь близок мировоззрению великих предшественников-живописцев первой половины 19 века, о которых так завораживающе рассказывал на своих лекциях Третьяков-старший – А.Г. Венецианова, братьев Чернецовых, Г. Сороки, В.А. Тропинина. Как и мастера прошлого, Николай Третьяков стремится передать в своих произведениях особую поэтику русской природы, очарование и глубочайший смысл традиционного жизненного уклада, чудом сохранившегося в наши дни в русской глубинке. Каждое произведение Третьякова – это вдумчивый и созерцательный рассказ о красоте русской зимы, прославленных святых местах, о душевном и уютном деревенском быте. Кисть Николая Третьякова подробна и обстоятельна, отчего его творения становятся особой реальностью, в которую так и хочется шагнуть, а любой фрагмент картины воспринимается, как маленькое самостоятельное произведение.

Среди пейзажей художника особое место следует отвести изображениям зимней и весенней поры. Именно это время жизни природы Николай Третьяков чувствует с особой остротой: кисть художника с удивительной осязательностью передаёт и пронизанное светом и чистотой морозное утро, и пришедшую весеннюю оттепель с её звонкой капелью и рыхлым тающим снегом. Взгляните на «Валаам зимой» и вы ощутите дыхание погожего зимнего дня, когда освещаемый солнцем снег такой белый, что на него больно смотреть! Произведение «Светает» перенесёт вас в раннее зимнее утро на уютную деревенскую улочку с запахом растопленной печи. Зыбким ароматом просыпающейся от зимнего сна земли напоены весенние пейзажи «Речка протаяла», «Весенний вечер», «Разлив на Нерли».

Будучи истинным мастером пейзажного жанра, Николай Третьяков работает и в ныне очень редком и сложном жанре интерьера. Вновь и вновь запечатлевая внутренний вид старинного фамильного крестьянского дома под Костромой, художник создаёт целую галерею удивительно живых и разных его «портретов-настроений». Так, меланхоличным дом предстаёт в произведении «Грустное время, пройди поскорее». И, напротив, посветлевшим и «улыбающимся» этот же интерьер видится на холсте «Лето в деревне». И здесь действительно сложно обойтись без человеческих характеристик, ведь интерьерные творения Николая Николаевича – это портреты «души» дома. Они отражают не просто вид старинных комнат, а жизнь в них многих поколений, чью историю и мудрость впитали эти потемневшие бревенчатые стены. Здесь каждый предмет становится героем, цельным и ценным самим по себе. Приглядимся к интерьеру «Наш дом в деревне». Это настоящая поэзия тихой жизни! Вместе с сероватым осенним днём дом, словно, грустит о прошедшем лете: с мягкой желтизной крон берёз перекликается мерцающая позолота иконного оклада; на смену шумным подвижным детским играм, как мы видим, пришли тихие домашние, и будто не слышен звон посуды на веранде, а только равномерная полудрёма ходиков на стене… Замечательным повествованием наполнено и произведение «У русской печки». Так и хочется перешагнуть порог этого приветливого дома, где весело и уютно потрескивает очаг, а за самоваром мгновенно забывается морозная стужа.

Прониклись, дорогие читатели, поэзией тихой жизни на живописном примере Николая Третьякова? А теперь давайте создадим свою.

Сегодня у нас с вами непростое, но очень интересное задание – попробуем нарисовать интерьер. Чтобы рисовать предметы в пространстве, важно иметь чувство перспективы. Что же это такое? Удалённые предметы кажутся нам меньше, а расположенные ближе – больше. Это и есть перспектива. Если мы встанем посередине длинной прямой улицы, то будет казаться, что она исчезает. То есть существует так называемая «точка исчезновения». И все линии перспективы, выходящие из этой точки, проходя по всем объектам, покажут нам пропорции. Она нам  и поможет рисовать комнату. При этом можно воспользоваться линейкой.

Итак, начнем.

-Возьмём альбомный лист и нарисуем простым карандашом горизонтальную линию, так мы с вами обозначим горизонтальную плоскость. На этой линии наметим «исчезающую точку». И почти от углов комнаты построим сходящиеся в этой точке линии.

- Построим четвёртую прямую, приходящую в точку. А теперь разместим прямоугольник, таким образом, чтобы его углы оказались на сходящихся в центр линиях. Это будет стена нашей комнаты.  На ней покажем прямоугольное окно.

- На левой стене, чуть ниже потолка, рисуем ещё одну прямую, приходящую в «исходящую точку». Между получившейся линией и линией пола покажем две вертикальные линии, которые в дальнейшем станут дверью. С правой стороны рисуем прямоугольник, правый нижний угол которого упирается в стену. А потом построим  две линии от углов получившегося прямоугольника: одну на полу, вторую на стене. Они также пересекают «исчезающую точку». Между этими двумя линиями покажем одну горизонтальную. Видите параллелепипед с правой стороны?

- В середину листа под окно поместим прямоугольник. А от центральной точки к столу идут две линии. Под ними – четырёхугольник.

- Аналогично строя линии из «исчезающей точки», нарисуем с вами стол и стул. На потолке – овал.

- Прорисуем детали: окна, люстру. С помощью ластика сотрём все ненужные линии. Теперь вы можете разместить в комнате любые предметы, например, любимые игрушки, книги, а потом раскрасить рисунок так, как вам нравится!

Но вот и всё. Надеюсь, у вас всё получилось, и теперь вы знаете, как создать «портрет» своей комнаты, а может быть комнаты родителей или друзей! Да, и не забудьте про домик бабушки и дедушки в деревне, в котором вы так любите отдыхать летом.

Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея.

Николай Третьяков.

Николай Третьяков.

«В лесном краю».

«В лесном краю».

«Валаам зимой».

«Валаам зимой».

«Светает».

«Светает».

«Речка протаяла».

«Речка протаяла».

 «Весенний вечер».

«Весенний вечер».

Николай Третьяков. «В лесном краю».
«Валаам зимой». «Светает». «Речка протаяла».  «Весенний вечер».
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных