Сб, 24 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Главное - не стать слишком взрослым

Павел Жуков | 22.04.2014

В областном конкурсе «Учитель года-2014» интрига сохранялась до последнего момента. И когда заместитель главы администрации области Людмила Валентиновна Куракова объявила имя абсолютного победителя, зал взорвался аплодисментами. Им стал Максим Владимирович Никифоров, учитель английского языка из гимназии № 3 города Грязи. «Золотой ключик» решил познакомиться с победителем поближе и потому командировал Павла Жукова туда, где он работает.

 – Максим Владимирович, не откажите в просьбе поделиться впечатлениями о конкурсе. Что вам было наиболее интересно?

 – Впечатления только положительные. Устал, конечно, но эта усталость приятная, ведь приобретён новый опыт. Особенно интересным, лично для меня, оказался первый этап состязаний. Я не боялся провести занятие под судейским прицелом. Для любого учителя урок – это его стихия. Рыбе же комфортно в воде, вот и педагогу среди учеников привычно. К тому же показательный урок можно провести так, как тебе хочется. На таком уроке нет чего-то обязательного. Здесь на проверке домашнего задания можно сэкономить уйму времени! Так что сорок минут позволили с одинаковой силой раскрыться и мне, и ребятам. 

На втором этапе тоже было интересно. На своём мастер-классе я попытался дать элементарные знания английского коллегам, которые им не владеют. Для удобства взял электронное письмо, или, попросту, «спам», которое может прийти на почту любому человеку. Мы досконально разбирали слова, пытались выстроить их логическую взаимосвязь. К концу занятия все смогли перевести и понять каждое слово в письме. Если честно, результат даже немного удивил меня. 

 – Как вам показались ребята из лицея № 66, где проходил первый этап?

 – Они замечательные, очень хорошо подготовлены и мотивированны. Ведь именно из-за отсутствия мотивации у ребёнка возникают проблемы с иностранным языком. В голове, словно занозы, сидят вопросы: «Зачем мне этот язык?», «Вдруг я им никогда не воспользуюсь?». К тому же скучно слушать шаблонные фразы с дисков. Совсем другое дело, когда ученики слышат речь знакомых персонажей из книг и кино. 

 – Поэтому вы использовали на конкурсном уроке отрывок из «Гарри Поттера»? 

 – Конечно. Этот приём полностью сработал. И без того заинтересованные в языке ребята увлеклись ещё больше. Они загорелись, раскрепостились, и потому быстро исчез мандраж. Общаться с ними было интересно и комфортно. 

 – По какому принципу вы общаетесь с учениками? 

 – В профессии учителя главное – не становиться слишком взрослым. Хорошему педагогу должно быть интересно то, что интересно детям. Нельзя отставать от жизни и утверждать, что новое – это плохо. Вот почему свои уроки стараюсь делать современными. Например, мы с ребятами заходим на какой-нибудь англоязычный сайт и начинаем разбираться что к чему. Портал может быть посвящён компьютерным играм, фильмам, какому-нибудь музыканту или писателю. Не проходит и пары минут, как ученики уже с азартом выискивают незнакомые слова в словарях. Это сильно затягивает. Благодаря такому подходу мальчишки и девчонки видят во мне не просто учителя, а человека, который может их понимать и чувствовать. Сейчас среди школьников популярны американские и английские сериалы. Отношение взрослых к этому двоякое. Большинство уверено, что никакой пользы такое увлечение не приносит. Но, если ребёнок смотрит иностранный фильм в оригинале, у него появляется возможность узнать, скажем, бытовые лексические обороты и фразы, которые не найдёшь в учебнике. Увлечение кинематографом я использую, причём в не совсем обычном ракурсе. Каждый год к концу апреля мы с ребятами делаем фильм под названием «Шекспировский фестиваль». Ребята играют сценки из творений Шекспира, и мы их снимаем. Вначале обязательно идёт рассказ об авторе, история создания произведения. Самое интересное, что «засветиться» в фильме хотят не только те ребята, у кого с английским проблем нет, но и троечники. Они с увлечением разучивают тексты, тренируют произношение. И с каждым годом «звёзд» становится всё больше, значит, популярность английского языка возрастает. У меня есть желание организовать школьное  телевидение, наподобие того, какое я сделал в Нью-Йорке.

 – Расскажите о вашей работе в Америке. Как вы там оказались?

 – Мы с женой – она географ – узнали, что ежегодно среди учителей проводится конкурс, победители которого посылаются на работу в школу при Российском представительстве в Нью-Йорке. Подали документы и стали ждать. Ответ пришёл через два года. В тот момент нужны были учителя английского и географии. И вскоре мы стали учить детей российских дипломатов. Отработали четыре года, больше по положению нельзя. В Нью-Йорке мы с учениками организовали школьное телевидение. Снимали небольшие фильмы по мотивам пьес и книг англоязычных авторов. Ребята сами шили костюмы, делали и устанавливали декорации, а после съёмок занимались монтажом, подбирали музыкальное сопровождение. Я был режиссёром, руководил всем процессом. У нас получалось коллективное творчество.      

 – Выходит, чтобы стать хорошим учителем, необходимы определённый склад характера и психологическое чутьё?

 – Обязательно! Я вообще считаю, что люди определенных профессий именно ими рождаются. Например, врачами или музыкантами, журналистами – тоже. И учителя не исключение. Что касается моего пути, он был предопределен изначально. В нашей семье одна половина – учителя английского, другая – музыканты. Надо сказать, музыкальные способности у меня присутствовали, а вот интереса не было. Всему виной оказалась любовь к языку Шекспира. Наверное, я мог бы повернуть и в другую сторону, но жизнь направила именно в учительскую профессию, в ней мне очень комфортно. Даже когда, сильно волнуясь, пришёл на первый урок в школу села Плеханово Грязинского района, чувствовал себя счастливым. Хотя занятие прошло не совсем так, как хотелось, но контакт с ребятами установить удалось. 

 – А вы устраиваете дополнительные мозговые атаки или всё завязано только на английском языке?

 – Отдых и смена направления обязательны. В этом очень помогают шахматы. 

 – Разыгрываете партию с учениками после уроков?

 – А как же! Я руковожу шахматной секцией в гимназии. До моего отъезда в Америку нам даже удавалось выигрывать районные соревнования. Сейчас пытаемся наверстать упущенное. Всё-таки четыре года прошло, наши соперники время зря не теряли. 

 – Максим Владимирович, напоследок посоветуйте что-нибудь ребятам, которые решили изучать иностранный язык самостоятельно.

 – Главное понять, для чего это нужно и сколько сил можно потратить. Сейчас много различных самоучителей, справочников, но ничто не заменит живого общения с носителем языка. Благо есть специальные сайты, где люди разговаривают друг с другом, помогая освоить чужой язык. Они всегда подскажут, поправят. Поэтому совет один: захотел выучить иностранный язык – найди его носителя. И всё получится. 

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных