4 августа 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
www.goldkey.lpgzt.ru - Золотой ключик - Путешествие в Давным-Давно Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание
Путешествие в Давным-Давно 

"Орлов - мой любимый художник"

04.08.2009 "Золотой ключик". Светлана Кукрак
// Путешествие в Давным-Давно
Николай Васильевич Орлов. 1863 – 1924. Фото. 1900-е годы.
Николай Васильевич Орлов. 1863 – 1924. Фото. 1900-е годы.Лев Николаевич Толстой. 1828 – 1910. Первый цветной фотопортрет работы С. Прокудина-Горского. 1908 г.Женская гимназия в Липецке. Фото начала 20-го века.Умирающая. 1893 г.Подати (С работы). 1895 г.Н. В. Орлов за работой над картиной «Порка» («Недавнее прошлое»). Фото. Ясная Поляна. 1904 г.

УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ



1915-й год. Первая мировая война в разгаре. Десятки стран воюют за передел мира. Россия в их числе. Тихий провинциальный Липецк далёк от театра военных действий. Но война зримо присутствует и здесь. Всё больше новобранцев отправляются воевать за непонятные им цели. Всё больше раненых прибывают в госпитали. И не счесть тех, кто навсегда остался на полях сражений, в чужой земле.


...В Липецкой женской гимназии готовились к благотворительному вечеру в пользу Красного Креста. Обложку программы поручили оформить учителю рисования Николаю Васильевичу Орлову. Подготовленный им эскиз вызвал нешуточный переполох среди гимназического начальства. В центре композиции Орлов изобразил злобно хохочущего чёрта. Стоит тот чёрт на холме из человеческих черепов на фоне огненного зарева и упивается безумием войны. Весело ему смотреть, как люди убивают друг друга. У подножия страшного холма царь Николай II. Рядом батюшка благословляет русское воинство идти погибать за веру, царя и Отечество. Поодаль от них Иисус Христос схватился за голову и проклинает тех, кто корысти ради посылает людей на кровавую бойню. Начальница гимназии Мария Константиновна Вяжлинская поторопилась уничтожить крамольный эскиз. Ей не нужны были неприятности со стороны властей и не хотелось терять хорошего учителя рисования.


Орлов приехал с семьёй в Липецк в 1913 году в поисках постоянного заработка. Пережил здесь трудные военные годы, революцию и гражданскую войну. Вряд ли кто в Липецке знал, что этот скромный учитель гимназии – известнейший русский живописец, любимый художник Льва Николаевича Толстого.


«А ЛЮБИМЫЙ ОН МОЙ ХУДОЖНИК ПОТОМУ, –


говорил Толстой, – что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – русский народ». Всю жизнь Николай Васильевич Орлов рассказывал в своих картинах о судьбе многострадального русского крестьянства. Он и сам родился в бедной крестьянской семье в селе Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии 8 мая 1863 года. Рано осиротел. К крестьянскому труду был приучен с детства. Нищету и несправедливость познал сполна. Добрые люди разглядели в мальчике-сироте талант к рисованию и помогли поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Он окончил его с серебряной медалью и получил звание классного художника за дипломную картину «Умирающая». В 1894 году Орлов рискнул представить её на очередной передвижной художественной выставке в Петербурге.


Невесел сюжет картины. В ветхой крестьянской избе умирает молодая женщина, мать только что родившегося ребёнка. Муж с поникшей головой слушает её последний наказ. Застыла, онемела от горя старая бабушка. Она качает люльку с новорождённым и в печали своей не замечает, как маленькая внучка теребит её за подол. Другая внучка, постарше, стоит босиком возле умирающей матери и плачет. Долго, долго стоял перед картиной пришедший на выставку Лев Николаевич Толстой. Он был потрясён, растроган. Попросил познакомить его с автором картины. Так они встретились: великий писатель и начинающий художник. С той поры Лев Николаевич заинтересованно следил за творчеством Н. В. Орлова. «Даровитый, даровитый человек! – с теплотой отзывался Толстой о художнике. – И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его.


ОРЛОВУ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ, И ОН УМЕЕТ СКАЗАТЬ».


К каждой ежегодной передвижной художественной выставке Орлов представлял свои новые картины. Их ругали, хвалили, но равнодушных не было.


Всмотритесь в картину «Подати» («С работы»). Молодой, сильный, работящий мужик пришёл после тяжёлых крестьянских трудов домой. Он устал и голоден. Но так и не притронулся к скудной еде. По его душу явился староста, деревенский богатей. Требует уплатить подати (налоги). Крепко задумался бедняк. До нового урожая далеко, и платить подати нечем. Кручинится его жена. Босоногий сынишка зажал в руке калачик и испуганно смотрит на богатея. Что-то пытается доказать старосте старик отец. Как понятна художнику беда этого мужика, такого сильного и такого зависимого!


Картина имела громадный успех. Но покупателя на неё не находилось. А ведь художник живёт за счёт продажи своих работ. Картины Орлова не годились для богатых гостиных. «Берут больше цветочки и весёленькие пейзажики. А с моими идеалами далеко не уедешь», – писал он жене. Орлова уважали и ценили за талант и знание деревни выдающиеся художники того времени Ярошенко Н. А., Маковский В. Е., Касаткин Н. А. Но многие собратья по кисти Орлова не понимали. Кое-кто даже требовал снятия его картин с выставок. Зачем людям видеть тёмные стороны жизни? О таких художниках Орлов писал Толстому: «Народ они не любят, писать его не умеют и не понимают его. А я пойду своей дорогой». Лев Николаевич в ответном письме подбадривал:


«ВАШИ СЮЖЕТЫ ВСЕГДА ТАК ВАЖНЫ,


и Вы так умеете рассказать то, что хотите, живописью». Кстати, картину «Подати» купил для своей коллекции известный собиратель Павел Михайлович Третьяков. Она и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Третьяков сумел оценить в картине силу жизненной правды и большой талант автора.


Творческой мастерской Орлова была русская деревня. Местом жительства – крестьянская изба где-нибудь в Орловской, Тульской, Рязанской, Калужской губерниях. Бывал он и в наших краях. В Ельце писал заказные портреты, чтобы заработать на жизнь. Но в городе долго не задерживался. Спешил уехать к своему дяде в деревню Верхнее Сухинино, близ Ельца. Здесь в 1908 году он работал над большой картиной «С войны». Сюжет её трагичен. Вернулся солдат с русско-японской вой- ны инвалидом. Вместо ноги у него деревяшка. А дома в деревне ни хозяйства, ни хлеба. Только двое голодных ребятишек да слепой старик отец. Опустил солдат голову. Какой из него, калеки, кормилец? Позировали Орлову для этой картины местные крестьяне. Им не надо было объяснять сюжет. Это была их жизнь. И она оживала в картинах Николая Васильевича Орлова.


«Здесь весь трагизм русской жизни», – говорил о произведениях своего любимого художника Лев Николаевич Толстой. Рассказывает ли Орлов о бедной вдове, от которой уводят за долги единственную кормилицу её детей – корову («Крестьянское горе»). Или о бедняках, которые уходят из родных мест в поисках лучшей доли («Проводы переселенцев»). Или о нищих крестьянских ребятишках в картине «Христа ради»... Каждой картиной художник обращается к своим современникам: смотрите! Вот они – простые русские люди, дети земли. Те, кто своим трудом кормит вас всех. И при всей тяжести своей жизни остаются душой светлы и верой крепки. Орлову тоже жилось трудно. Доставалось ему и от критиков. «Не унывайте, – дружески поддерживал его Толстой, – всё минется, правда останется. А Ваши произведения –


ПРАВДА, И ТРОГАТЕЛЬНАЯ ПРАВДА».


Однажды на выставке в Киеве Орлов представил поразившую всех картину «Перед посевом». Была она удивительно задушевной, по-весеннему солнечной и доброй. Один из посетителей выставки, простой сельский учитель, писал Орлову: «Долго, долго любовался, до слёз даже, Вашей картиной. Что за чудо! Этот старик, старуха и маленький сынишка, просящийся у отца в поле». Для крестьянина посев – это праздник. Присмотритесь к картине! Все, кто изображён на ней, по-праздничному одеты и молятся всей семьёй Господу. Верят, что с Божьей помощью мать-земля отблагодарит за их труд обильным урожаем. И как не обратить внимание на одну трогательную особенность этой и других картин Орлова! Почти в каждой из них – дети. Русоголовые, ясноглазые деревенские ребятишки. Их художник рисовал с особенной любовью, нежностью и состраданием. Терзала душу мысль и о собственных детях.


Толстой знал о бедственном положении Орлова и его семьи. Тактично, чтобы не обидеть художника, он предложил ему пожить и поработать в Ясной Поляне. С тех пор Николай Васильевич стал бывать в усадьбе писателя довольно часто.


«ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ МНЕ ОЧЕНЬ РАД,


расцеловался со мной и чуть не прослезился», – писал Орлов своим близким. Несмотря на все уговоры Толстого, он отказывался жить в большом барском яснополянском доме. Жил и работал в крестьянской избе и старался не обременять Толстого заботами о себе. Писателя и художника сближало сочувствие к простым людям. Они подолгу беседовали. Орлов ценил в Толстом человечность и совестливость. Он знал, как тяготился Лев Николаевич своей жизнью в условиях роскоши. И поэтому не удивился его уходу из Ясной Поляны в 1910 году. Смерть Толстого Орлов воспринял как личное горе. В памяти навсегда остались встречи с великим писателем. Не забывалось внимание Толстого к его творчеству. В Ясной Поляне Орлов работал над картиной «Порка» («Недавнее прошлое»). Каждый день Толстой приходил к Орлову и внимательно наблюдал за тем, как тот работает. Старался не мешать. Он был противником телесных наказаний и смертной казни. Поэтому сюжет картины Орлова волновал его. «Я много думаю о Вашей картине, – говорил Толстой художнику. – Я понимаю Вас». Вместе с Орловым он переживал унижение и боль крестьянина, которого наказывали розгами. Особенно потрясла писателя фигурка испуганного мальчонки, случайно забежавшего в страшный сарай. Заканчивал Орлов работу над картиной в Москве. Толстому он прислал её фотографию. В ответ получил взволнованное, благодарное письмо: «Спасибо Вам, дорогой Николай Васильевич, за посылку фотографии. Я ждал хорошего, но Ваша картина превысила мои ожидания. Всё прекрасно, и в целом, и порознь. Не унывайте и продолжайте работать...


Я НИ ОДНОГО ХУДОЖНИКА РУССКОГО НЕ ЗНАЮ, РАВНОГО ВАМ».


В 1909 году Толстой написал предисловие к авторскому альбому Н. В. Орлова «Русские мужики». Художник был счастлив. В рабочем кабинете писателя в Ясной Поляне были фотографии большинства работ Николая Васильевича. По воспоминаниям близких, Толстой говорил им: «Каждый раз у себя прохожу и останавливаюсь около картин Орлова. Какой это талант! И художественный талант, и высокое понимание».


Доводилось Орлову бывать и в имении Никольское-Вяземское под Тулой. Его приглашал Сергей Львович Толстой, сын писателя. 3десь Орлов много работал. Писал пейзажи, портреты. Приступил к большой картине «На сенокосе». По замыслу художника на ней должен быть изображён Лев Толстой. Он пришёл на сенокос в тёплый солнечный день и беседует с мужиками. Судьба этой картины до сих пор неизвестна. Сергей Львович подробно писал отцу, над чем работает Николай Васильевич. Впоследствии в своих воспоминаниях он отметит: «Отец всегда с любовью вспоминал об Орлове».


...Последние годы жизни Н. В. Орлова были трагическими. Революцию он принял с надеждой на лучшую жизнь для народа. Хотел сам участвовать в строительстве нового общества. Вместе со своими детьми организовал крестьянскую коммуну на Кубани. В 1922 году бандиты напали на коммуну, разграбили инвентарь, убили сына и двух дочерей Орлова, разворовали и уничтожили привезённые им законченные и начатые картины. Не пережив такого горя, Николай Васильевич Орлов умер в 1924 году.


Картины Н. В. Орлова хранятся в Третьяковской галерее, Музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, бывшем Музее Революции в Москве, Липецком областном краеведческом музее. Местонахождение многих его полотен неизвестно. Часть наследия художника является собственностью его семьи.


 
  Вверх