Вт, 20 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Всего один урок...

19.02.2013

Учитель, начиная урок, всегда волнуется. Но когда урок конкурсный, волнение становится особенным. Ведь первое испытание муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» – открытое занятие не в «своём» классе. Получается, за сорок минут надо не только объяснить ребятам новую тему, но и успеть познакомиться и понять их. А это очень трудно.

Мне предстояло провести урок литературного чтения у третьеклассников. Они учатся в школе посёлка Тербуны, где я работаю. Мы, конечно, встречались, но знакомы не были: мой-то класс четвёртый. А их классный руководитель – Валентина Иосифовна Тупикина, которая помогла мне подготовиться к открытому уроку.

И вот наступил тот день… На перемене ребята вошли в класс какие-то особенные – торжественные, с бейджиками… Немного перестарались: написали на бейджиках не только свои имена и фамилии, но и класс. Получилось мелко, а зрение у меня не очень хорошее. У тех, кто сидел за последними партами, имён невозможно было разобрать.

– Ну-ка, птенцы, – сказала я, – давайте-ка знакомиться на перемене! Подходите ко мне!

Меня мгновенно окружила весёлая стайка. Оказалось, с одним мальчиком, Сашей Матвеевым, мы уже знакомы: я учила его папу.

Прозвенел звонок, ребята сели за парты. Тема урока – «Картины зимней природы» (на примере стихотворения Сергея Есенина «Берёза» и рассказа Михаила Пришвина «Деревья в лесу»). Тема не из лёгких. Надо успеть познакомить учеников с произведениями и поговорить о красоте слова их авторов. Я позвала на помощь музыку Петра Ильича Чайковского и творчество художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Зазвучали «Времена года», на экране появилась картина «Февральская лазурь». Мы с ребятами стали превращаться то в исследователей, то в поэтов, то в художников…

Открытый урок, конкурс, волнение – всё забылось. Остались двадцать пять внимательных учеников, которым хотелось знать всё на свете.

– А теперь, ребята, - сказала я, – давайте сами опишем зимнюю берёзку. Но сделаем это необычно – напишем синквейн. Это стихотворение из пяти строк – пять вдохновений, пять удач. Такая форма похожа на японские миниатюры – хокку, но пишется по другим правилам. Первая строка – одно существительное, тема. Вторая – два прилагательных, ваше представление о теме. Третья – три глагола, четвёртая – фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному, то есть к теме. Последняя строка – ваша ассоциация к этому слову.

 Мальчишки и девчонки взялись за дело. Конечно, сначала пришлось нелегко: с налёта синквейн не получался. Зато потом все так увлеклись, что не могли остановиться.

В конце урока я раздала ребятам по три разноцветные снежинки.

– Тот, кому сегодня понравилось быть слушателем, поднимет белую. «Художники» – голубую, а «исследователи» – синюю. 

И тут случилось самое приятное: все ребята подняли по три снежинки! Что мне оставалось делать? Только порадоваться такому красивому «выпавшему снегу»…

Урок окончился, «Учитель года-2013» продолжился. Впереди меня ждал второй этап муниципального тура. Но самое главное уже случилось. Теперь, едва третьеклассники завидят меня в школе, бегут навстречу и кричат: «Здравствуйте, Галина Ивановна!»…

Галина Ивановна ПЕРЕКРЁСТОВА, 
учитель начальных классов  школы посёлка Тербуны.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных