Ср, 17 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Как быть, если зверь лесной?

Полина МАТВИЕЦ | 27.11.2012

Если вам предложат кого-нибудь нарисовать, наверное, каждый второй (разве что не первый) из вас выберет темой своего рисунка животное. Портреты любимого кота, собаки, хомячка или попугайчика – обязательные сюжеты любой выставки юных художников. Но знаете ли вы, что рисование животных – это отдельный и довольно серьёзный жанр в изобразительном искусстве, объединивший многих замечательных художников мира? С одним из таких мастеров мы сегодня и познакомимся…

"Художник-анималист". Сегодня редко увидишь на музейной афише такое словосочетание. А ведь анималистический жанр – один из древнейших в изобразительном искусстве. На протяжении многих веков образ животного волновал человека. Стараясь многому научиться у братьев наших меньших, он становился «зорким, как орёл», «быстрым и ловким, словно пантера» или «хитрым, как лисица». Фигурками животных украшали страницы средневековых рукописных книг, а их скульптурные изображения становились неотъемлемым элементом декора старинной архитектуры. Зверей и птиц любили представлять на фарфоровых сервизах царственных особ и дорогих настенных коврах-шпалерах. Игрушки в виде животных и в старину, и теперь любят дети.

Изображение животного стало смыслом творческой жизни и нашего героя. Владимир Иванович Бегма (родился в 1941 году) – известный график и живописец, заслуженный художник России и талантливый преподаватель, воспитывающий в своих учениках не только умение правильно рисовать, но и способность восхищаться природой буквально во всех её проявлениях.

Владимир Бегма является автором многих десятков «портретных» и сюжетных произведений о жизни диких и домашних животных. Передавая образ того или иного зверя, автор всегда стремится сделать его цельным, выразительным и необыкновенно живым. Так, изображение животного дополняется множеством ярких подробностей, призванных поведать нам об особенностях его жизни, повадках, настроении. Каждое творение В. И. Бегмы – это увлекательный рассказ о мире природы. Посмотрите, малыш волчонок решил отправиться в своё первое самостоятельное путешествие в «большой мир», каким представляется ему крохотная лужайка, населённая жуками, бабочками и улитками; а вот маленькие зайчата, которые так ловко спрятались в высоком разнотравье, что и не разглядишь их сразу, или, например, вышедшая на прогулку забавная семейка ёжиков во главе с мамой-ежихой… И какие все они живые, тёплые, колючие и пушистые!

Как же это удаётся художнику-анималисту В. И. Бегме и с какими трудностями ему приходится сталкиваться в своём замечательном ремесле? Итак, попробуем проследить процесс создания анималистической картины.

Чтобы нарисовать животное, сначала за ним нужно хорошо понаблюдать: уловить его характер, движения, особенности окраски. Если это домашнее животное – собака или кошка, то сделать это несложно – ваш друг всегда у вас перед глазами. Но как быть, если зверь лесной? Его-то и в лесу вряд ли встретишь… Тогда вперёд в зоопарк! Именно здесь часто можно видеть Владимира Бегму, рисующего лосей, лис, кабанов и других животных. Перед тем как приступить к созданию композиции, художник делает массу подготовительных рисунков – это карандашные наброски (или штудии), изображающие одно и то же животное с различных ракурсов. Часто такой набросок сопровождают подписи – чтобы не забыть, какого цвета были лапки, какой формы нос или клюв и т.д. Конечно, советует мастер, здесь нужно быть очень внимательным и не менее терпеливым, ведь животное не человек, заставить его сидеть на одном месте невозможно. Далее художник изучает образ жизни своих героев в естественных условиях, делает зарисовки в лесу и лишь после этого начинает придумывать «историю», в которой они могли бы оказаться. Сюжет произведения подсказывают характер и повадки самих зверей: маленькие животные всегда очень энергичны, любопытны и ловки, крупные – степенны и важны. Однако случается и так, что сам подготовительный рисунок становится настоящей «историей» или «портретом», как в случае с произведениями «Ёжик», «Грачонок» или «Неясыть оглянулась». Сколько юмора в кокетливо глядящей на нас маленькой сове и как мастерски она передана художником: несколько акварельных взмахов, и вы чувствуете мягкость серого оперения, видите блеск в небольших зорких глазках.

Художник В. И. Бегма работает в самых разнообразных художественных техниках. Его звери и птицы оживают как в карандашном рисунке и тонких линиях чёрной туши, так и в лёгкой акварели или ярко-рыжем сангинном мелке. Однако особой гранью его таланта остаётся печатная графика. В. И. Бегма владеет старинной техникой литографии – печатью с каменной основы. Литография – ныне очень редкая в силу своей трудоёмкости графическая техника. Желаемый рисунок наносится на специальный литографский камень особыми инструментами и под действием многотонного пресса оттискивается на бумагу. Важно то, что рисунок на камне должен быть исполнен в зеркальном отображении, а это очень трудно! Попробуйте-ка написать своё имя в зеркальном отображении…

Вот такая мастерская у настоящего художника-анималиста. И, я думаю, в ней важнее всех красок и кистей – истинная и трепетная любовь ко всему живому. Сегодня, в век высоких технологий, неизбежно утрачивается связь человека с природой, но пока появляются и работают такие художники, как Владимир Бегма, будем верить, что она не прервётся никогда.

Полина МАТВИЕЦ,  заведующая выставочным отделом  Липецкой областной картинной галереи, искусствовед, член Союза художников России.

«Волчонок». Литография.

«Волчонок». Литография.

«Семейка. Ёжики». Литография.

«Семейка. Ёжики». Литография.

«Кабаны». Цветная литография.

«Кабаны». Цветная литография.

«Ёжик». Рисунок.

«Ёжик». Рисунок.

«Волчонок». Литография. «Семейка. Ёжики». Литография. «Кабаны». Цветная литография. «Ёжик». Рисунок.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных