27 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
www.goldkey.lpgzt.ru - Золотой ключик - -Скажи, скажи, художник Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание
-Скажи, скажи, художник 

Как быть, если зверь лесной?

27.11.2012 "Золотой ключик". Полина МАТВИЕЦ
// -Скажи, скажи, художник
«Волчонок». Литография.
«Волчонок». Литография.«Семейка. Ёжики». Литография.«Кабаны». Цветная литография.«Ёжик». Рисунок.

Если вам предложат кого-нибудь нарисовать, наверное, каждый второй (разве что не первый) из вас выберет темой своего рисунка животное. Портреты любимого кота, собаки, хомячка или попугайчика – обязательные сюжеты любой выставки юных художников. Но знаете ли вы, что рисование животных – это отдельный и довольно серьёзный жанр в изобразительном искусстве, объединивший многих замечательных художников мира? С одним из таких мастеров мы сегодня и познакомимся…


"Художник-анималист". Сегодня редко увидишь на музейной афише такое словосочетание. А ведь анималистический жанр – один из древнейших в изобразительном искусстве. На протяжении многих веков образ животного волновал человека. Стараясь многому научиться у братьев наших меньших, он становился «зорким, как орёл», «быстрым и ловким, словно пантера» или «хитрым, как лисица». Фигурками животных украшали страницы средневековых рукописных книг, а их скульптурные изображения становились неотъемлемым элементом декора старинной архитектуры. Зверей и птиц любили представлять на фарфоровых сервизах царственных особ и дорогих настенных коврах-шпалерах. Игрушки в виде животных и в старину, и теперь любят дети.


Изображение животного стало смыслом творческой жизни и нашего героя. Владимир Иванович Бегма (родился в 1941 году) – известный график и живописец, заслуженный художник России и талантливый преподаватель, воспитывающий в своих учениках не только умение правильно рисовать, но и способность восхищаться природой буквально во всех её проявлениях.


Владимир Бегма является автором многих десятков «портретных» и сюжетных произведений о жизни диких и домашних животных. Передавая образ того или иного зверя, автор всегда стремится сделать его цельным, выразительным и необыкновенно живым. Так, изображение животного дополняется множеством ярких подробностей, призванных поведать нам об особенностях его жизни, повадках, настроении. Каждое творение В. И. Бегмы – это увлекательный рассказ о мире природы. Посмотрите, малыш волчонок решил отправиться в своё первое самостоятельное путешествие в «большой мир», каким представляется ему крохотная лужайка, населённая жуками, бабочками и улитками; а вот маленькие зайчата, которые так ловко спрятались в высоком разнотравье, что и не разглядишь их сразу, или, например, вышедшая на прогулку забавная семейка ёжиков во главе с мамой-ежихой… И какие все они живые, тёплые, колючие и пушистые!


Как же это удаётся художнику-анималисту В. И. Бегме и с какими трудностями ему приходится сталкиваться в своём замечательном ремесле? Итак, попробуем проследить процесс создания анималистической картины.


Чтобы нарисовать животное, сначала за ним нужно хорошо понаблюдать: уловить его характер, движения, особенности окраски. Если это домашнее животное – собака или кошка, то сделать это несложно – ваш друг всегда у вас перед глазами. Но как быть, если зверь лесной? Его-то и в лесу вряд ли встретишь… Тогда вперёд в зоопарк! Именно здесь часто можно видеть Владимира Бегму, рисующего лосей, лис, кабанов и других животных. Перед тем как приступить к созданию композиции, художник делает массу подготовительных рисунков – это карандашные наброски (или штудии), изображающие одно и то же животное с различных ракурсов. Часто такой набросок сопровождают подписи – чтобы не забыть, какого цвета были лапки, какой формы нос или клюв и т.д. Конечно, советует мастер, здесь нужно быть очень внимательным и не менее терпеливым, ведь животное не человек, заставить его сидеть на одном месте невозможно. Далее художник изучает образ жизни своих героев в естественных условиях, делает зарисовки в лесу и лишь после этого начинает придумывать «историю», в которой они могли бы оказаться. Сюжет произведения подсказывают характер и повадки самих зверей: маленькие животные всегда очень энергичны, любопытны и ловки, крупные – степенны и важны. Однако случается и так, что сам подготовительный рисунок становится настоящей «историей» или «портретом», как в случае с произведениями «Ёжик», «Грачонок» или «Неясыть оглянулась». Сколько юмора в кокетливо глядящей на нас маленькой сове и как мастерски она передана художником: несколько акварельных взмахов, и вы чувствуете мягкость серого оперения, видите блеск в небольших зорких глазках.


Художник В. И. Бегма работает в самых разнообразных художественных техниках. Его звери и птицы оживают как в карандашном рисунке и тонких линиях чёрной туши, так и в лёгкой акварели или ярко-рыжем сангинном мелке. Однако особой гранью его таланта остаётся печатная графика. В. И. Бегма владеет старинной техникой литографии – печатью с каменной основы. Литография – ныне очень редкая в силу своей трудоёмкости графическая техника. Желаемый рисунок наносится на специальный литографский камень особыми инструментами и под действием многотонного пресса оттискивается на бумагу. Важно то, что рисунок на камне должен быть исполнен в зеркальном отображении, а это очень трудно! Попробуйте-ка написать своё имя в зеркальном отображении…


Вот такая мастерская у настоящего художника-анималиста. И, я думаю, в ней важнее всех красок и кистей – истинная и трепетная любовь ко всему живому. Сегодня, в век высоких технологий, неизбежно утрачивается связь человека с природой, но пока появляются и работают такие художники, как Владимир Бегма, будем верить, что она не прервётся никогда.



Полина МАТВИЕЦ,  заведующая выставочным отделом  Липецкой областной картинной галереи, искусствовед, член Союза художников России.


 
  Вверх