Сб, 17 Августа, 2019
Липецк: +25° $ 65.20 72.90

"Четырехколесные цыплята"

Павел ЖУКОВ | 02.10.2012

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Впервые автобусы для школьников появились в девятнадцатом веке в Лондоне. Правда, их было очень мало, да и маршруты не отличались дальностью. Но постепенно школьный транспорт начал «разъезжаться» по белу свету, то есть набирать популярность. Идея возить ребят от дома до школы особенно приглянулась американцам. По фильмам и книгам вам, дорогие читатели, наверняка хорошо знакомы их школьные автобусы, выкрашенные в жёлтый цвет. Такой цвет выбран не случайно. Ещё в начале двадцатого века специальная экспертная комиссия пришла к выводу, что на жёлтом фоне в любую погоду лучше видны надписи и предупреждающие дорожные знаки.

В конце девяностых годов 20 века европейский и американский опыт переняла Россия. Конечно, автобусы для перевозки детей в нашей стране уже были, но они не сильно отличались от обычных. А когда начался процесс оптимизации школ, то есть малокомплектные дома знаний стали закрывать, а их учеников переводить в крупные, на автомобильном заводе в городе Павловске организовали производство «четырёхколёсных цыплят», специально для перевозки детей.

Школьный автобус отличается от обычного вот чем: во-первых, сиденья в нём меньше; во-вторых, для девчонок и мальчишек обязательны ремни безопасности; в-третьих, здесь ниже высота ступенек, чтобы ребята небольшого роста входили в салон автобуса без посторонней помощи. А ещё есть специальные багажные отделения для рюкзаков и портфелей. Это, так сказать, отличия технические.

Но есть ещё одно – сопроводительное. В салоне вместе с ребятами всегда находится взрослый. Он следит за порядком, чтобы дети не высовывались в окно, не пересаживались на другое место, не затевали даже шуточных потасовок и так далее. А ещё сопровождающий помогает водителю не ошибиться в маршруте и не нарушить время остановок. Последнее особенно важно при плохой погоде.

Сначала в Липецкой области «четырёхколёсных цыплят» было всего пять, а маршрутов – шесть. Сейчас же у нас почти 300 школьных автобусов и 250 маршрутов. И ездят на них более 9 тысяч девчонок и мальчишек!

ЧТО ТАКОЕ ЕНДС

А два года назад в нашей стране на детский транспорт установили ЕНДС – Единую национальную диспетчерскую систему. Принцип её действия такой: на мониторе с картой определённого района значок отображает школьный автобус. В случае превышения водителем скоростного режима, а это не более шестидесяти километров в час, значок меняет зелёный цвет на красный. Тогда диспетчер моментально связывается с шофёром и узнаёт причину нарушения правил. По карте также можно проследить маршрут автобуса и время в пути. Все маршруты, конечно, согласованы с ГИБДД.

Сейчас навигационной спутниковой системой «опутан» почти весь школьный транспорт нашей области. В одном из кабинетов управления образования и науки можно наблюдать за движением любого автобуса в каждом районе Липецкой области.

Плюс у такого пути в школу огромный. На занятия ребята едут вместе и домой возвращаются не по одиночке. И с ними всегда взрослый. А раньше бывало, что ученики ездили на рейсовых автобусах и… иногда не добирались до школы. То автобус вообще не придёт, то кто-то, задумавшись, не выйдет на нужной остановке… Сейчас таких случаев не происходит.

ОДНА ШКОЛА, ТРИ СЕЛА

Рассказывая о детских автобусах, мне очень хотелось привести конкретный пример. И я отправился в школу села Октябрьское Усманского района, куда привозят ребят из Аксая, Кривки и Куликово.

Владимир Петрович Емельянов, водитель с сорокапятилетним стажем, сначала забирает куликовских девчонок и мальчишек. И сразу везёт в школу, так как их дорога самая длинная. Потом отправляется в Аксай и Кривку, которые расположены гораздо ближе к Октябрьскому.

А школьный воспитатель Татьяна Анатольевна Аксёнова каждое утро инструктирует сначала водителя, потом – детей. Хотя ребята уже давно всё знают, но слушают внимательно. Поэтому старшеклассники «на автомате» занимают только задние места, оставляя передние для малышей. А когда все усаживаются, в салоне, словно по команде, щёлкают ремни безопасности. И в багажном отделении нет никакой путаницы: каждый рюкзак или портфель находится на своём месте.

Я с удовольствием наблюдал за тем, как бережно ребята относятся к своему «четырёхколёсному цыплёнку». Прежде чем войти в салон, они смотрели, нет ли грязи на обуви. Никто не бросил на пол фантик, хотя конфеты «на дорожку» были у многих. А шестиклассник Ваня Аксёнов из Кривки даже протёр влажной тряпкой своё и соседнее сиденья. И я совсем не удивился тому, что ехал в новеньком салоне автобуса, которому уже несколько лет…

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных