Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Это было счастье!

Соня ШЕПЕЛЕВА, г. Липецк. | 04.09.2012

С раннего детства меня тянуло к куклам. «Подумаешь, откровение! – скажете вы. – Почти все девчонки любят играть с игрушечными «сестрёнками». А для мальчишек солдатики и роботы – двоюродные братья пластмассовых и фарфоровых Машенек и Дашенек».

Так-то оно так, но мне гораздо больше удовольствия доставляло просто смотреть на кукол, а не кормить их с ложечки или переодевать. Поэтому моей настольной книгой была и остаётся большая энциклопедия «Куклы мира». Я могла часами любоваться фотографиями, перечитывать выученные наизусть тексты.

А в это время мои друзья шли другим путём. Так сказать, не созерцательным, а действенным. Для девочек куклы были любимыми младшими сестрёнками и дочками, а для мальчишек – бесстрашными воинами. Куклы, как могли, подыгрывали юным хозяевам. Они ведь прекрасные актёры. Всё понимают, только сказать не могут…

Теперь вы, дорогие читатели, можете представить мой восторг, когда я узнала, что в Липецком областном краеведческом музее открылась выставка «Коллекционные куклы мира», организованная при поддержке Культурного фонда «Куклы мира». Это было счастье! Ведь экспонаты, приехавшие из Московского музея истории кукол, – это оригиналы тех самых игрушек, которые я рассматривала в любимой книге!..

В холле музея висел огромный плакат. На нём яркими буквами были написаны виды кукол, представленные на выставке: авторские, этнические, характерные, театральные, реалистичные, бэби, модные, антикварные. И едва я отошла от плаката, взгляд зацепился за азиатских кукол – антикварных театральных красавиц китайского императорского дворца. Представляете, за этими игрушками когда-то наблюдал самый главный человек Китая! А сейчас ими может полюбоваться любой липчанин… Рядом расположились театральные тростевые куклы Индонезии, когда-то развлекавшие детей и взрослых. Марионетки из Бирмы и Таиланда, укреплённые на длинных нитях... Меня не покидало ощущение, что вот-вот появится кукловод, который сможет их оживить.

В другом зале были представлены совершенно иные куклы, я бы сказала, самобытные. И это понятно, ведь их творцы – африканские мастера. Здесь и ритуальные тряпичные куклы – с их помощью шаманы пытались умилостивить богов, и «народные» травяные. А дальше с комфортом, словно живые графини и герцогини, расположились антикварные куклы Франции и Германии начала 20 века. Хрупкие фарфоровые «мадемуазели» и «фрау» выглядели ничуть не хуже красавиц прошлых лет: восхитительные платья, красивые причёски. Одну из этих кукол, наряженную в зелёный бархат, музею недавно подарила женщина из Воронежа. Прежде кукла принадлежала её бабушке. Игрушке уже много лет, но выглядит она, как новая.

Но дольше всего я не могла отойти от самого маленького стенда. Он посвящён Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Всего четыре куклы: француз, немец и два русских солдата (19 и 20-го веков), но как много чувств испытываешь, когда смотришь на них!..

Я пожалела, что не пригласила с собой родителей. Они бы наверняка порадовались и вспомнили детство, увидев румяных матрёшек, весёлого Буратино, Деда Мороза с мешком подарков. И русский солдат, готовый пуститься в пляс под гармошку вместе с бурым мишкой, вызвал бы у них улыбку…

Рассматривая кукол, я не переставала удивляться их разнообразию. У одних необычные костюмы, у вторых – причёски, третьи удивительны сами по себе. К примеру, мастерица Кристина Васса из Санкт-Петербурга – прекрасная художница со своеобразным видом на мир. Лицо младенца у куклы в бальном платье как живое. На подоле и корсете изображены гнездо и две взрослые птицы. Видимо, художница хотела показать, что ребёнок подобен беспомощному птенцу. И как красиво, тонко это сделала!

Моё внимание привлекла и коллекция под названием «Реборы-младенцы». «Reborn» – английское слово, оно означает «перерождение». На стенде в коляске спит ребёнок. Пропорции и лицо у куклы выполнены точно, как у настоящего младенца. Действительно, перерождение! Рассматривая эту работу, я вспомнила о другой мастерице – Олине Вентцель. Она одна из немногих, создающая фарфоровые куклы высотой в один метр восемьдесят сантиметров. К двухсотлетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Олине создала кукольную пушкиниану – более 60 персонажей из его произведений.

Скажу честно, покидать выставку мне не хотелось. Но в конце концов пришлось направиться к выходу. Грело душу одно – приду домой, начну перелистывать любимую книгу и снова окажусь в волшебном мире кукол.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных