Вс, 18 Августа, 2019
Липецк: +25° $ 65.20 72.90

Новая жизнь "Императрицы Марии"

Ольга Крутова | 23.06.2009

Год и четыре месяца липецкие судомоделисты Юрий Бедров, Виктор Косарев и Геннадий Уваров творили в своей лаборатории и наконец явили миру настоящее чудо: модель величественного парусника русского флота «Императрица Мария» своей красотой пора-зила именитых мастеров судомодельного искусства.

***

«Императрицу Марию» делали специально для музея Нахимова. Этот музей открылся в 2002 году, не в столицах, а в глубинке – на родине Павла Степановича, в сельце Городок Вяземского уезда Смоленской губернии. Усадьба Нахимовых располагалась по соседству с имением Грибоедовых. Усилиями директора Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника «Хмелита» Виктора Кулакова она была восстановлена, а потом открыли и Нахимовский мемориал.

У Виктора Кулакова была мечта – он хотел, чтобы музей украшала модель парусника, на котором бы вице-адмирал Нахимов держал свой флаг в знаменитом сражении, последнем в эпохе парусного флота, в Синопской бухте, где русские корабли полностью разгромили турецкую эскадру и её береговые батареи.

Линейный корабль-парусник «Императрица Мария» прожил всего два года. Он был спущен на воду в мае 1853-го со стапелей Николаевской верфи, а в августе 1855 года в числе других кораблей Черноморского флота его затопили на Севастопольском рейде, чтобы не допустить прохода противника к городу.

Виктор Кулаков обратился с идеей изготовления модели «Императрицы Марии» в гильдию судомоделистов Санкт-Петербурга. Там-то и предложили руководителю Липецкого центра детско-юношеского технического творчества «Новик» Юрию Бедрову сделать модель знаменитого парусника. Юрий Викторович гильдии судомоделистов хорошо известен. Он и его подопечные мальчишки и девчонки не раз становились призёрами всероссийских соревнований по судомоделизму в Санкт-Петербурге на кубок университетов. Только за два года участия в этих престижных состязаниях, в 2007-м и 2008-м, копилка наград липецких судомоделистов пополнилась одной золотой, четырьмя серебряными, тремя бронзовыми медалями и пятнадцатью призами.

С чего начинается модель? Как на свет появляется настоящее произведение искусства, воплотившее в себе красоту и силу величественного корабля? Тонкий, кропотливый ручной труд… Стапель! На стапель ставится киль. К нему крепятся рёбра-шпангоуты. К ним – поперечные перекрытия под палубу – бимсы. Всё это скрепляется между собой продольными и поперечными связями: бархоутами, ватервейсами, Г-образными кницами, дек-клампами, брештуками и многими другими загадочными элементами для одного только корпуса. А сколько ещё деталей нужно выпилить, выточить, склеить и прошить! И всё это по чертежам и рисункам.

Решив делать «Императрицу Марию», команда Юрия Бедрова, а в неё вошли тренер судомодельной лаборатории Виктор Андреевич Косарев и доцент исторического факультета ЛГПУ Геннадий Владимирович Уваров, столкнулась с определёнными сложностями: чертежей «Императрицы» не сохранилось. Поэтому пришлось перелопатить кучу литературы, просмотреть множество рисунков и фотографий. Созванивались с мастерами-судомоделистами из разных уголков России, чтобы узнать как можно больше информации о знаменитом корабле. Потом началась кропотливая работа.

– Корабль у нас получился действительно уникальным, – рассказывает Юрий Викторович Бедров. – Длина его корпуса – один метр, ширина – 50 сантиметров, а высота – полтора метра: это довольно внушительные размеры для модели. Но главное не это. Уникальность в том, что мы корабль практически не красили, а цвета создавали подбором ценных пород деревьев. Нам пришлось использовать, кроме груши и клёна, кумьер и эбен (чёрное дерево). В Липецке их было не достать, заказывали в Санкт-Петербурге, и то только в виде паркетной доски. Стоимость квадратного метра эбена, например, почти пять тысяч рублей. И вот из этих паркетных досок мы выпиливали корпус корабля.

На декоративную отделку пошла груша, из клёна сделали корабельные мачты. Все деревянные детали покрыли матовым лаком. Пушки делали из металла – вытачивали на станке, потом покрыли чёрной краской. Ровно 84 орудия – всё как на настоящей «Императрице Марии». Со снастями пришлось особенно пово-зиться. Пять километров ниток и восемь тысяч узлов связали, чтобы сделать снасти такого большого парусника.

Обшивка модели – из меди, как на настоящем корабле. И ещё одна уникальная деталь этого судна – паруса.

– Для «Императрицы» мы впервые сделали паруса особым способом, – рассказывает Юрий Викторович. – Брали ткань, батист, вытягивали две нитки, в образовавшееся пространство протягивали нитки другого цвета. Потом всё подворачивали и не прошивали, а подклеивали. Это очень сложно и трудоёмко, но тем и ценно. Ведь раньше изготовление парусов было настоящим искусством, и парусных дел мастера ценились очень высоко.

«Императрицу Марию» уже отвезли в музей Нахимова. Принимал работу сам Александр Добренко, старшина гильдии судомоделистов Санкт-Петербурга. Он долго восхищался, говорил, что ничего подобного ещё не видел.

P.S. Как вы, наверное, догадались, эту публикацию мы позаимствовали у журнала «Липецкая газета: итоги недели». И в очередной раз убедились в том, что это издание часто рассказывает о необычном. Напомните своим мамам и папам подписаться на «Итоги недели», и тогда вы все вместе будете читать не только «Ключик», но и этот журнал.

Адмирал Нахимов

Адмирал Нахимов

Адмирал Нахимов
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных