Пн, 27 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.61 72.32

Павел Фаттахутдинов: "Дети - замечательные люди"

Алёна Кашура | 23.06.2009

В конце мая в Липецке прошёл 18-й Международный кинофорум «Золотой Витязь». Материал об этом грандиозном празднике был опубликован в прошлом выпуске «Ключика». Но многое осталось «за кадром». Значит, рассказ о фестивале фильмов продолжается...

И всё-таки киномания – это заразный вирус. Через несколько дней после начала «Золотого Витязя» мне жутко захотелось сыграть в фильме хотя бы самую малюсенькую ролечку. Например, люстру или скрипучую дверь. Не ради славы, а чтобы рассказать читателям «Ключика» про заэкранную жизнь киношников. И, когда в Липецк приехал фестиваль, я решила – обязательно познакомлюсь с режиссёром художественного фильма, чтобы всё у него разузнать.

Режиссёров на кинофоруме собралось очень много. Но все они казались жутко занятыми. Я уже отчаялась завязать знакомство, да вдруг попала на просмотр детского фильма «Двенадцатое лето» Свердловской кинокомпании «Снега». И, подумать только, представлял его сам режиссёр – Павел Фаттахутдинов! Как потом оказалось, он приехал со съёмок своей новой картины «Последняя игра в куклы», из города Краснотурьинска Свердловской области, где ещё лежал снег.

Сразу было видно, что человек этот не просто работает с ребятами, но ещё очень их любит, а главное, понимает. Во-первых, он не стал утомлять зрителей долгими разговорами. Во-вторых, сразу согласился пообщаться со мной, узнав, что интервью будет опубликовано в детской газете. И, в-третьих, с интересом принялся листать свежий выпуск «Золотого ключика», который я ему подарила. А ещё Павел Михайлович никуда не спешил и совсем не выглядел занятым и важным. И вот какой разговор у нас получился.

– Почему Вы стали снимать фильмы для детей? – задала я свой первый вопрос.

– Мне очень нравится работать с ребятами! – режиссёр широко улыбнулся, и в его тёплых глазах загорелся радостный огонёк. – От них словно энергией заряжаешься. И вообще, дети – замечательные люди! Среди них нет угрюмых ворчунов, высокомерных «звёзд». Они открыты, готовы на творческие подвиги.

– А как Вы отбираете ребят на роли?

– Это тяжкий труд, – признался мой собеседник и по-мальчишески мотнул головой. – Например, для фильма «Последняя игра в куклы» я со своими помощниками просмотрел почти четыре тысячи шестиклассников! Мы искали девочку на роль главной героини, которой пришлось пережить много трудностей и в школе, и дома...

– Нашли? – перебила я от нетерпения.

– Нашли, когда оставалось всего две недели до съёмок! – радостно сообщил Павел Михайлович. – Причём нашли совершенно случайно в городе Краснокамске. Оказывается, там находится единственная в России детская школа актёров, в которой преподаёт настоящий подвижник. У него прекрасное театральное образование, но «пробиваться» на большой экран и на сцену он не стал. Зато начал учить актёрскому мастерству мальчишек и девчонок. Дети в его школе настолько профессионально обучены, что для съёмок можно брать любого!

– А если у ребёнка нет актёрских способностей? – спросила я на всякий случай.

– И такое бывает... Например, смотришь, прекрасный типаж – физиономия рыжая, конопато-веснушчатая, глаз не оторвать! Но, увы, почти никакого актёрского мастерства. И тогда нужно затеять игру, помочь юному актёру почувствовать себя свободно и не обращать внимания на огромную «армию» людей с кинокамерами. А с трёхлетними малышами даже разговаривать тяжело. Столько усилий необходимо приложить, чтобы ребёнок запомнил свои слова. Это работа скорее дрессировщика, чем режиссёра, – и Павел Михайлович вновь одарил меня тёплой улыбкой с капелькой детской игривости.

– Ребята, которые не подошли на роль, сильно переживают?

– Конечно! – вздохнул мой собеседник. – Был такой случай... Одна девочка, чрезвычайно одарённая, очень сильно хотела играть и каждый день приходила на съёмочную площадку. Но, увы, для неё не нашлось роли в сценарии. Смотреть было невозможно: стоит – глаза печальные, а тронешь – разревётся. Самое сложное здесь – не ранить маленькое сердечко ребёнка. Ведь некоторые дети сильно переживают свои неудачи. И надо их как-то настроить, успокоить.

– А для той девочки роль так и не нашлась? – поинтересовалась я, сочувствуя неизвестной мне школьнице.

– К сожалению, нет, – с грустью ответил Павел Михайлович, и я вдруг представила, как уговаривал он её не переживать и не плакать. – Но зато мы в переписке до сих пор. Сейчас она уже остыла, играть больше не хочет.

– Вы и с актёрами после съёмок поддерживаете отношения?

– Конечно! Мы общаемся, переписываемся. Я наблюдаю за их судьбой и знаю, что после моего первого фильма для детей «Шоколадный бунт» половина ребят-актёров поступили в театральные вузы. Одна из девочек уже выросла и исполняла роль мамы главного персонажа «Двенадцатого лета».

– А Вы сами кем мечтали стать в детстве?

– Как и многие мальчишки – пожарным, космонавтом, врачом... Но был период, когда учиться совсем не хотелось. В то время я ходил в школу, где все предметы вели на английском языке. А так как язык знал плохо, то ничего не понимал. К счастью, вскоре мы переехали, и родители отдали меня в обычную школу. Вот тут-то «царица наук» стала моей любимой. И, окончив одиннадцатый класс, я поступил на математический факультет.

– Как же Вы стали режиссёром?

– Увидел фильм Тарковского «Зеркало». И всё... заболел кино, – Павел Михайлович помолчал, а затем продолжил: – Поехал в Москву, к Тарковскому, пришёл к нему домой. Думал, меня возьмут за руку и отведут учиться на режиссёра. А как же иначе, ведь я приехал издалека, с Урала! Но Андрей просто поговорил со мной минут двадцать на лестничной площадке и пригласил поступать к нему на курс. Конечно, я очень расстроился. Но мечты своей не оставил. Вернулся домой и стал работать ассистентом режиссёра. Да так, что вскоре меня отправили на высшие курсы сценаристов и режиссёров.

На этом наше интервью закончилось. Павел Михайлович отправился знакомиться с Липецком. Он, кстати, всегда ходит по незнакомому городу пешком, ведь так можно увидеть гораздо больше. А я ещё долго думала о нашем разговоре. И решила, что играть в кино – интересно, но это занятие не для меня. А вот писать сценарии...

 

Сцена из фильма «Двенадцатое лето»

Сцена из фильма «Двенадцатое лето»

Сцена из фильма «Двенадцатое лето»

Сцена из фильма «Двенадцатое лето»

Сцена из фильма «Двенадцатое лето» Сцена из фильма «Двенадцатое лето»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных