Чт, 23 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Тёплая кукла

Ольга Клековкина. Фото А. Дёмчевой | 27.04.2012

Вместе с моей маленькой внучатой племянницей Анечкой, ей четыре годика, мы пришли в Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства на выставку. И вдруг увидели в гардеробе объявление про кукольный мастер-класс. До начала оставалось всего 10 минут. Взбежали по лестнице на второй этаж, а там уже женщины сидят за столом и мастер пришла, Екатерина ЗУЙКОВА.

Такое нужно хранить

– Это кукла на закличку весны. Её нашли в Тульской области, – объясняла Катя. – Чтобы птицы весной прилетали, собирались в деревне женщины, делали такие игрушки, выходили с ними на самое высокое место, на холм, и с песнями, плясками кликали весну. Такую куклу мы сейчас с вами и сделаем.

Перед каждой из нас лежала стопка весёлых ситцевых лоскутков разной величины и расцветки. Причём видно, что ткань не отрезана, а оборвана. В изготовлении народной куклы это обязательное условие – рвать, а не резать.

Анечка рот раскрыла, сидит тихо, смирно, слушает, смотрит, помогает мне. Катя подробно объясняла: сначала плотную ткань скатать, получается столбик, столбушка. Его обматывают в трёх местах ниткой. Анечка взяла в руки катушку и помогала мне разматывать нитку, обрезала её ножницами. Из двух лоскутков складываем рукава. Самым большим ситцевым лоскутом обматываем куклу, делая сборки. Это сарафан. Над сарафаном приматываем ниткой маленький лоскуток другого цвета – это уже фартук. А верхняя часть белой столбушки – голова куклы. На неё – платок, для чего складываем треугольниками квадратный лоскут и тоже приматываем его ниткой. В традиционных народных куклах, оказывается, никогда ничего не пришивали.

Мы с Анечкой стараемся. Наконец совсем маленькие квадратики ткани складываем треугольниками, делаем на конце защипочки – это птички. Одну птичку приматываем поверх платка на голову, две другие – на фартук, в разных местах. Готова куколка! У Анечки широко открыты глаза, а я и сама удивляюсь, что у нас вдруг получилась такая чудесная, весёлая кукла.

Уж каких только кукол нет у нашей Анечки, а вот такую, тёп­лую, сделанную своими руками, нигде не купишь!

Потом одна из женщин поставила всех куколок на стол и сфотографировала.

Радостные, попрощались мы со всеми, поблагодарили мастера Екатерину Зуйкову и вышли на улицу. Прилетевшие с юга птицы уже с утра щебетали. Ещё час назад мы с Анечкой представления не имели о такой кукле – и вдруг побывали в сказочном мире, и необычная игрушка у неё в руках! Мы с Анечкой попрощались, и она уехала с родителями, а я, невольно улыбаясь, пошла домой. Конечно, куколка эта была придумана в народе, ещё не просвещённом крещением, вот люди и обращались к силам природы. А с добрыми мыслями сделана, со светлыми чувствами, с душой! Конечно, такое нужно хранить.

Пришла в музей снова…

…И я снова пришла в музей, на следующее же занятие мастерской авторской куклы, которую ведёт Екатерина Зуйкова.

Здесь, оказывается, отдельное помещение, и сколько тканей, лоскутков красивых! Сколько кукол чудесных! Участницы мастерской делали в тот вечер ту же самую куклу. Села за стол и я, и с помощью Кати и Антонины Любивой снова сделала куколку, только поменьше, чем в первый раз.

А Катя на мой вопрос, с чего у неё это началось, рассказала вот что:

– В школе я чинила кукол. Шила для них одёжку. А в первом классе родители отправили меня на лето к бабушке в Зауралье, в Курганскую область, деревню Чаши. Бабушка взяла платок и скрутила куколку – и ручки, и юбка, и голова получились. Было интересно играть именно с этой куклой, а не с готовыми игрушками. От бабушкиной куклы исходило нечто, что ощущалось не разумом, а выше – душой. Кукла поселилась в памяти, и уже гораздо позже, когда я училась на художественно-графическом факультете нашего педагогического университета, мы вместе с преподавателем Еленой Геннадьевной Смолиевской делали подобную куклу, на столбушке. Она была одета так, как одевались раньше женщины в селе Волчье Добровского района. Нашла же куклу Людмила Юрьевна Тёмина. Фотография этой игрушки напечатана в книге мастера текстильной куклы Галины Львовны Дайн, к которой я потом ездила в Москву, на курсы.

Дипломная работа,
выставки…

Дипломной работой Кати стала реконструкция народного женского костюма села Зверево Данковского района. Делала она полностью всё вручную, и одна бабушка даже дала ей домотканую ткань для панёвы. Работой руководила искусствовед Наталья Андреевна Прямкова. Катя проходила в школе педагогическую практику, учила детей делать традиционную куклу. Делание игрушки развивает мелкую моторику рук, а это ведь напрямую связано с речью ребёнка. Стала работать в музее.

– Я не могу без музея, – говорит Катя.

– А где вы берете такие красивые лоскутки?

– По-разному, для мастер-классов специально закупают, и участники мастерской приносят из дома. Жалко ведь лоскутки выкидывать. Магазины, швейные фирмы дают нам остатки.

На следующий день Катя и Антонина, которая помогала мне делать куклу, уехали в Москву, на конкурс авторской куклы под названием «Формат». Оказывается, в столице есть Галерея кукольной коллекции.

А пока мы делали кукол, познакомились с Тоней. Она пришла в мастерскую после выставки, которая была в музее год назад.

По первому образованию она музыкант-теоретик, окончила училище искусств имени К.  Н. Игумнова. Кукол делает, слушая классическую музыку. А сейчас заканчивает технический университет, психолог. Собирается поступать на худграф.

«Кукла стала
частью моей жизни...»

– Куклы стали не просто хобби, а частью моей жизни. В этом есть что-то целительное… – рассказывает Тоня. – Хожу к детям в филиал школы № 37 на станции Казинка. Сначала пятиклассники были настроены скептически. Дети общества потребления, им всё покупают, а тут какие-то лоскутки! Стала рассказывать, показывать кукол, которые сделала сама. И когда у ребят получились первые куклы из каких-то лоскуточков, они были так рады, так довольны, просто преобразились, светились! Стали меня приглашать снова и снова. И я поняла, что традиции можно возродить. И нужно! Ведь это душа народа.

Маргарита Лазаревна Огаркова, педагог дополнительного образования детского реабилитационного центра «Лесная сказка», сказала мне:

– Жду этого дня, чтобы прийти в музей. А в «Лесной сказке» мы с детьми занимаемся лоскутной мозаикой и игрушки делаем. Работа в мастерской музея мне очень помогает.

…Я опять уходила с куклой, все со мной так тепло прощались и приглашали приходить ещё.

Какое это доброе место – наш Музей народного и декоративно-прикладного искусства!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных