Вс, 18 Августа, 2019
Липецк: +25° $ 65.20 72.90

"Война и мир" глазами художников

Алёна Кашура | 27.04.2012

В конце марта в Липецкой областной картинной галерее открылась выставка «Роман «Война и мир» глазами русских художников», посвящённая 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Можно ли такое пропустить любознательному человеку?

***

В экспозицию вошло около семидесяти графических листов-иллюстраций из собрания Государственного музея Льва Николаевича Толстого в Москве. Меня сразу очаровали благородные лица, которые смотрели из-за стекла с чёрно-белых и цветных рисунков. Я рассматривала их перед началом экскурсии, и сотни вопросов крутились в голове... Как осмелилась поцеловать взрослого молодого человека совсем юная девушка с чёрными кудряшками на иллюстрации Михаила Башилова? О чём грустит героиня на гравюре Андрея Николаева? Как произошла в Мытищах встреча Наташи и раненого Андрея, нарисованная Леонидом Пастернаком?..

А потом вопросы пришлось отодвинуть в сторону, потому что история каждого художника-иллюстратора «Вой­ны и мира» оказалась очень интересной.

К примеру, Михаил Сергеевич Башилов стал первым, кто взялся за воплощение образов романа. Это был настоящий мастер своего дела, к тому времени известный прекрасными иллюстрациями к комедии Грибое­дова «Горе от ума», и, кроме того, двоюродный дядя жены Толстого Софьи Андреевны. Именно он выделил в «Войне и мире» ключевые сцены, которые потом изображали многие художники.

Толстой и Башилов работали сообща. После их совместного творчества сохранилась большая переписка, мимо которой не прошёл ни один иллюстратор, взявшийся за «Войну и мир». И вот почему... Едва из-под пера Толстого выходила очередная глава, он тут же отправлял её Башилову. И спустя некоторое время получал обратно вместе с черновым вариантом иллюстрации. Если автору всё нравилось, Михаил Сергеевич переносил рисунок «набело». Однако Лев Николаевич нередко делал поправки и замечания. «Багратион совсем не хорош, – написал он однажды. – Черты должны быть грубее гораздо, потом не шапка, а картуз со смушками – это исторический костюм. Бурка всегда носится на боку – так что прореха над правым плечом». И художник переделывал работу. Трудился он медленно, потому что продумывал всё до мельчайших деталей и очень старался. Однако Толстому такой темп не нравился. Сам он писал быстро, часто менял содержание уже отправленных художнику глав, заставляя Михаи­ла Сергеевича не раз возвращаться к одним и тем же рисункам.

В результате их творческий союз продержался три года, и Башилов успел проиллюстрировать лишь две первые части романа, после чего граф приостановил работу над «Войной и миром» и отказался от услуг дальнего родственника. Для Михаила Сергеевича это был тяжёлый удар. Настолько тяжёлый, что вскоре он умер...

Очень понравились мне рисунки Нади Рушевой. Эта художница прожила совсем немного – семнадцать лет. Но успела оживить героев полусотни авторов и оставила после себя около двенадцати тысяч работ. Среди них – иллюстрации к «Войне и миру».

Надя никогда не делала эскизов и не пользовалась ластиком. Она рисовала сразу набело. Наверное, именно поэтому в работах художницы чувствуется особенная искренность. Когда смот­ришь на Наташу Ростову, кажется, будто она – наша современница. И все её переживания вдруг становятся такими близкими и понятными, словно героиня романа только что открыла свою душу.

На выставке представлены лишь три работы Нади Рушевой, но их можно узнать сразу, даже не читая таблички, – настолько не похожи они на другие иллюстрации. А вот большую часть экспозиции составляют рисунки Андрея Николаева. И это неудивительно. Он иллюстрировал «Вой­ну и мир» двадцать лет! За столь долгое время художник успел перепробовать разные техники: рисовал акварелью, тушью, гуашью. Самая большая его заслуга в том, что он сумел передать настроение романа в цвете.

Андрей Николаев подходил к творческому процессу очень серьёзно. Прежде чем нанести сюжет на бумагу, художник лепил персонажей из пластилина. В его работах нет случайных деталей. Все элементы интерьера, причёсок и одежды вплоть до пуговички родом из своей эпохи. Остаётся лишь гадать, сколько энциклопедий и исторических книг перечитал иллюстратор, воплощая на бумаге образы героев романа.

Но самое яркое впечатление на меня произвела работа Дементия Шмаринова «Именины у Наташи Ростовой». Я любовалась главной героиней и пыталась вспомнить, что она увидела, когда бравый солдат открыл перед ней дверь? Иы отчего так ярко загорелись её тёмные глаза? И почему улыбаются эти красивые мужчины и милая женщина за Наташиной спиной? И кем ей приходится этот симпатичный мальчик? Мне так захотелось найти ответы на свои вопросы, что после выставки я сразу отправилась в библиотеку и взяла там «Войну и мир», чтобы вновь прочитать бессмертное творение…

«Траур Наташи». Художник Надя Рушева.

«Траур Наташи». Художник Надя Рушева.

Иллюстрация Леонида Пастернака.

Иллюстрация Леонида Пастернака.

«Именины у Наташи Ростовой». Художник Д. Шмаринов.

«Именины у Наташи Ростовой». Художник Д. Шмаринов.

«Траур Наташи». Художник Надя Рушева. Иллюстрация Леонида Пастернака. «Именины у Наташи Ростовой». Художник Д. Шмаринов.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных