Пт, 24 Мая, 2019
Липецк: +17° $ 64.49 71.84

Чему научили наставники

Валентина Скерцинова | 27.04.2012

В прошлом выпуске «Ключик» сообщил о том, что в середине марта в Липецкой области стартовал Шестнадцатый областной конкурс «Учитель года-2012». В нём приняли участие двадцать педагогов, которые в нынешнем году стали лучшими в своих городах и районах. А 23 марта состоялся второй тур состязания. За победу боролись пятеро финалистов, мы представим их позже. Как всегда, задание заключительного тура было таким: провести мастер-класс для студентов Липецкого педагогического университета. Имя же абсолютного победителя будет известно в апреле, на церемонии награждения.

Небольшая информационно-радостная справка. На сей раз в конкурсе участвовали шестеро мужчин – это рекорд за все 16 лет! А вот второй рекорд: среди финалистов трое – физики. Видимо, недаром великий Архимед утверждал, что эта наука правит миром…

Теперь справка «словарная». Мастер-класс – понятие английское, дословно означает «научиться у мастера». То есть, рассказывая о финале «Учителя года», мы передаём вам, дорогие читатели, знания, которыми на открытом уроке учителя поделились со студентами. А значит, прочитав эту публикацию, вы тоже многому у них научитесь.

КАПИТАЛ БУРАТИНО
И ПОТРЕБИТЕЛЬ СТАРУХА

Свой урок учитель географии и экономики гимназии № 1 города Липецка Елена Александровна Кочетова начала со старой карельской притчи.

Однажды заспорили два муд­рых учителя. Один сказал:

– Мои ученики будут познавать мир через преодоление трудностей. Я поведу их покорять высокие горы.

Другой возразил:

– Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Я поведу своих учеников низиной и покажу, как можно избежать многих препятствий.

Через несколько лет они встретились. Воспитанники первого наставника научились летать, а второго – копать.

Но ни один из учителей не был прав. Человек должен уметь всё: и покорять высокие горы, и обходить препятствия. Научиться этому нелегко, но возможно. Для этого любую, даже самую трудную задачу нужно, как пазл, «разложить» на несколько маленьких. Иными словами, познать сложное через простое. Елена Александровна показала, как это можно сделать. А в качестве примера использовала… сказки. Оказывается, в любой волшебной истории заложен экономический смысл!

Сложную тему о потребителях, посредниках и производителях гораздо проще изучать по «Сказке о золотой рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Кудесница-рыбка – производитель, старуха – потребитель, а старик – посредник. Ресурсы (или товары), как известно, не безграничны. И если неразумно их потреблять, можно остаться «у разбитого корыта».

Или тема об увеличении капитала. Как пытался это сделать деревянный мальчишка Буратино? Посадил пять золотых, чтобы выросло дерево, увешанное монетами. Но разве без труда, надеясь только на чудо, можно увеличить капитал?

ФИЗИКА
«ПОД НОГАМИ»

Прав был Михаил Васильевич Ломоносов: физика «поджидает» человека на каждом шагу, но нужно научиться её замечать.

Денис Алексеевич Клоков, учитель школы села Красное, умеет видеть «темы из учебника» в обычных предметах, и научил этому своих учеников. Возьмите обычную газету и сложите её пополам. А потом ещё пополам, ещё и ещё. Сколько раз вы сможете проделать этот эксперимент, если газета обычного формата? Семь, не больше. Потому как соотношение между площадью и толщиной бумаги будет таким, что потребуется огромнейшее усилие, неподвластное человеку.

Или, к примеру, два несовместимых на первый взгляд предмета: 3g-модем и обычный дуршлаг. Привяжите один к другому металлической проволокой – получится отличная антенна.

Елена Александровна Казанцева, учитель школы села Пятницкое Измалковского района, умеет замечать «темы учебника» в… загадках. Что это такое: идёт-идёт, до берега дойдёт и пропадёт? Правильно, волна. А о каких её свойствах сообщает нам народная мудрость? О том, что любая волна – это колебания, раз. Что они затухают – два. И имеют свой период и длину – три.

А вот Сергей Владимирович Каверин, учитель лицея № 4 города Данкова, призвал в помощники компьютер. Оказывается, любой раздел физики можно изучать при помощи умной машины! Только нужно грамотно подобрать соответствующую программу.

ЕСТЬ НАД ЧЕМ
ПОДУМАТЬ

Напоследок расскажем о сценках-задачках, которые предложила студентам Наталья Александровна Таньшина, учитель правоведения школы села Плеханово Грязинского района.

Школьник-задира дразнил соседку по парте. Сначала она делала вид, что не замечает такого поведения. А потом рассердилась не на шутку и ударила обидчика учебником. Как вы думаете, кто чьи права нарушил и каким образом?

Сценка вторая. Дежурные по школе десятиклассники поймали расшалившегося второклассника и шлёпнули его. Правильно ли они поступили?

А что это вы так потупились, дорогие читатели? Многие вдруг узнали себя? Не расстраивайтесь. Главное – вовремя задуматься и взяться за ум. И тогда вы научитесь и летать, и копать...

Елена Александровна Кочетова

Елена Александровна Кочетова

Сергей Владимирович Каверин

Сергей Владимирович Каверин

Денис Алексеевич Клоков

Денис Алексеевич Клоков

Елена Александровна Казанцева

Елена Александровна Казанцева

Наталья Александровна Таньшина

Наталья Александровна Таньшина

Елена Александровна Кочетова Сергей Владимирович Каверин Денис Алексеевич Клоков Елена Александровна Казанцева Наталья Александровна Таньшина
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных