Пн, 22 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Играем! Играем! Играем!

09.06.2009

Как только начинается лето, мы открываем книги известнейшего педагога второй половины 20 века Сталя Анатольевича Шмакова, который жил и работал в городе Липецке. Профессор, доктор педагогических наук, он умел вовлечь в игру школы целого района, города, всей области и страны.

Уговаривая взрослых чаще играть с ребятами, Сталь Анатольевич Шмаков писал: «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и наблюдательность, язык и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности».

К сожалению, девять лет назад Сталь Анатольевич ушёл из жизни. Но остались его книги, в которых опубликованы тысячи игр и советов о том, как интересно, безопасно и с пользой можно провести летние каникулы. В этом выпуске «Золотого ключика» страницы под номерами 10, 11, 12 и 13 – по сути путешествие по книгам короля Игры.

На улице...

Попался на удочку! Для игры нужна верёвка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком (лучше всего подойдёт мешочек с песком). Игроки образуют круг, в центре становится водящий с верёвкой в руках. Он начинает раскручивать «удочку» так, чтобы она вращалась над самой землёй. Ребята перепрыгивают через верёвку, а водящий постепенно поднимает её всё выше и выше. Тот, кто «попадётся на удочку», сам становится «рыбаком».

Кукушки. В эту игру можно играть во дворе, но лучше всего – в лесу.

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды прячутся в разных местах заранее оговорённого участка. Через 10-15 минут другая команда отправляется отыскивать «кукушек». При этом надо засечь время, за которое все «птицы» будут обнаружены.

«Кукушки» должны подавать сигналы – куковать. Команда, сумевшая быстрее другой найти всех «крылатых», считается победительницей.

Паук. Для этой игры нужна ровная площадка размером около 10 квадратных метров. На «старте» и «финише» мелом чертят два больших круга.

Игроки разделяются на две команды, каждую группу надо обвязать верёвкой так, чтобы игроки стояли друг от друга на расстоянии немного меньше вытянутой руки. Получилось два «паука». По команде «пауки» наперегонки пробираются к финишу, каждый к своему кругу. Ради справедливости все игроки должны быть или босыми, или обутыми.

Проверь себя. Игроки выстраиваются в шеренгу, водящий объявляет: «Разойдись!» – и включает секундомер. Играющие должны разойтись «погулять» и собраться на том же месте, допустим, через пять минут. При этом секундомер или часы – только у водящего!

Защита крепости. Для этой игры нужен волейбольный мяч. Крепость – пирамида из трёх палок. Защитник крепости – водящий – стоит рядом с ней. Нападающие становятся вокруг. Ребята пытаются мячом сбить крепость, пытаются перехитрить водящего, перебрасывая мяч друг другу, выбирая самый удобный момент для атаки. Тот, кому удастся это сделать, сам становится водой.

Борьба на кушаках. Если нет кушаков, можно взять длинные полотенца.

От каждой команды в круг диаметром примерно 3 метра входят по одному игроку. Они подпоясываются кушаками (или полотенцами), обхватывающими талию 2-3 раза. Борцы берут друг друга за кушаки и, не отрывая от кушаков рук, стараются положить противника на землю.

На воде... 

Внимание! Резвиться в воде можно лишь в присутствии взрослых!

Пятнашки. Игра проводится на мелком месте. Назначают водящего. После сигнала о начале игры он старается догнать кого-либо и прикоснуться к нему рукой. Пойманный поднимает руку, кричит: «Я – пятнашка!» – и начинает ловить. Нельзя «пятнать» игрока, который упал в воду.

Бой всадников. На глубине воды по пояс две команды выстраиваются шеренгами лицом к лицу. В каждой группе игроки садятся верхом друг на друга. По сигналу начинается бой. Шеренги сходятся, и верховые стараются стащить в воду соперников. Побеждает команда, в которой по сигналу «Стоп!» останется больше всадников.

Дома... 

Хороший глазомер. Все игроки становятся в ряд. Выбирают предмет, и каждый говорит, сколько до него шагов. А потом проверяют, кто прав.

Что изменилось? Ведущий раскладывает на столе или на полу 12-15 мелких предметов и накрывает их газетой. Задача участников состязания – в течение минуты запомнить не только предметы, но и их расположение. Когда осмотр будет закончен, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает один предмет, два меняет местами. А потом спрашивает, что изменилось. Играющие по очереди говорят свои версии. Выигрывает самый точный.

Отыщи пару! Водящий усаживает ребят в круг и предлагает каждому снять обувь с левой ноги. Обувь складывают в центре круга, а всем игрокам завязывают глаза. По сигналу ведущего они устремляются к этой куче и пытаются на ощупь найти свои башмаки. Выигрывает самый быстрый.

Точный поворот. В середине комнаты ставят стул. Желающий принять участие в игре садится на него. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак. Игрок по сигналу должен встать, сделать пять шагов вперёд, повернуться направо и повторить это задание ещё три раза. Таким образом, он проходит по четырём сторонам невидимого квадрата, должен возвратиться к стулу и сесть на него.

P. S. Напоследок ещё одна цитата короля Игры: «В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чём-то радостном, облегчить своё положение, перестать огорчаться, горевать. Русская народная культура богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее».

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных