Вс, 22 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

О том, где работают 24 часа в сутки

09.06.2009

Нынешний «Золотой ключик» мы посвятили наступившим каникулам. Мы поможем тебе, дорогой читатель, собраться в поход, весело и безопасно провести время на реке, не скучать дома, если на улице плохая погода. Но, пожалуй, самое главное в каникулах – отдых в загородном оздоровительном лагере.

Вот почему мы начинаем выпуск с разговора с Юрием Николаевичем Тараном, начальником Управления образования и науки Липецкой области, который ответствен и за летний отдых школьников.

– Юрий Николаевич, для начала давайте совершим путешествие в Давным-давно. Расскажите, пожалуйста, о том, когда в России появились первые детские оздоровительные лагеря?

– Слово «лагерь» означает «воинский табор, стан, временная стоянка, обычно под открытым небом». Теперь вы не удивитесь, узнав, что началом нынешних летних лагерей считают юношеский опыт Петра Великого. Более трёхсот лет назад он создал военные лагеря для своих потешных полков. В этих биваках жили крестьянские мальчишки, в игре обучавшиеся военному делу. В свободные от учения часы они купались, собирали грибы и ягоды.

А в конце 19 века вокруг Москвы построили несколько десятков детских дачных городков. Тогда их называли «летними колониями». Сюда направляли на отдых детей из средних учебных заведений. Основательницей такой колонии для детей мещан, купцов и крестьян считают попечительницу женских училищ Елену Николаевну Орлову. Специально для летней колонии она отдала своё имение и привезла на отдых пятнадцать девочек.

Чуть позже, в начале 20 века, «прадедушки» нынешних детских летних лагерей появились под Петербургом. Правда, сюда имели право приезжать только больные учащиеся гимназий, поэтому колонии скорее напоминали санатории.

Первый пионерский лагерь был разбит в 1921 году на реке Оби, под Новосибирском (в то время – Новониколаевском). Здесь интересно и с пользой проводили лето дети рабочих станционного депо. В июне 1922 года палатки пионеров встали у реки Клязьмы…

– А чем интересна история загородных лагерей в Липецкой области?

– Слово «история» в этом вопросе я бы написал с большой буквы. Нашей области несказанно повезло. Здесь жили и работали настоящие мастера детского досуга. Со всех уголков страны специально к ним приезжали учиться взрослые, мечтающие подружиться с детством. Получилось, что в Липецкой области несколько десятилетий подряд работала своеобразная летняя академия ребячьего отдыха, которую возглавлял известнейший педагог Сталь Анатольевич Шмаков. Ни капли не преувеличивая, скажу: не будь наших загородных лагерей, неизвестно, появился бы знаменитый на весь мир «Орлёнок». Многие игры, конкурсы, песни, которые и сейчас увозят из «Орлёнка» мальчишки и девчонки, родились у нас, в Липецкой области.

– Что Вас, как человека, ответственного в нашей области не только за образование, но и за летний отдых школьников, особенно обрадовало перед наступлением нынешних самых длинных каникул? И что огорчило?

– Сначала – о радостном. Наши «летние царства» были готовы к работе уже в конце мая. Как и в прошлом году, ребят приглашают в специализированные смены. Например, в Елецком районе будут отдыхать и работать юные спасатели, в загородном оздоровительном лагере «Сокол» Грязинского района – юные инспектора движения. Ещё больше внимания уделено летнему отдыху воспитанников детских домов и школ-интернатов. Многие из этих учреждений стали обладателями своих загородных лагерей.

Так, ребята Липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей отдыхают в «Звёздном», что находится в Добровских лесах. У областного детского дома есть лагерь «Чайка», он в Грязинском районе. А у ребят из липецкого интерната № 2 в нынешнем году появилась «Ёлочка», она рядом с «Чайкой». Есть свои лагеря и у профессиональных училищ.

А теперь – о грустном. В нынешнем году на три загородных лагеря стало меньше. Почти нет конкурса юношей и девушек, желающих посвятить себя вожатскому делу. Не секрет, что в загородном лагере не заработаешь много денег. Но денежное вознаграждение за вожатский труд во всём мире невелико. Здесь вознаграждение в другом – в огромном творческом, эмоциональном и душевном заряде, который потом помогает интересно жить долгие годы. Заметьте: если дружба завязывается в «летнем царстве», то это на всю жизнь. Согласитесь, такое не купишь ни за какие деньги.

– Юрий Николаевич, если бы нынешним летом Вы опять стали ребёнком, в каком загородном лагере хотели бы провести лето?

– Назвать какое-то конкретное «лесное царство» не могу, и вот почему. Добрый, весёлый, «искровой» вожатый заменит своим подопечным и лес, и речку и даже одолеет Тётушку-Непогодушку. А с плохим вожатым и в самом обустроенном лагере отдых превратится в «хождение по мукам».

Я работал в «Прометее» – настоящем городке – и в маленькой «Солнечной республике». Из обоих «летних царств» мальчишки и девчонки уезжали полные самых восторженных впечатлений. Потому что и в том, и другом лагере рядом с ними были взрослые романтики и фантазёры.

– У Вас очень большой опыт работы в загородных лагерях. До сих пор многие воспитатели и вожатые Вам подражают, пользуются Вашими сценариями и методическими рекомендациями. Было время, когда ребята просились даже не в лагерь, а «к Тарану». Интересно, какой была Ваша первая смена в роли вожатого? Чему она научила и в чём разочаровала?

– Свою первую смену до сих пор вспоминаю с огромным удовольствием, хотя с той поры прошло уже двадцать пять лет. Я работал в лагере «Солнечная республика», а моими воспитанниками были мальчишки и девчонки от 10 до 12 лет. Говорят, первый блин получается комом. А у нас, к счастью, получилось наоборот! Потому как, благодаря моим ребятам, я понял, что с детьми в лагере надо быть двадцать четыре часа в сутки. Самая первая смена помогла мне до конца понять слова Сталя Анатольевича Шмакова: вожатый должен быть рядом с ребёнком, но всё-таки на шаг впереди.

Есть у меня ещё одна памятная смена. Окончив институт, я работал в школе села Вешаловка Липецкого района. На каникулах меня назначили директором пришкольного лагеря. В загородном «летнем царстве» вожатым помогает сама природа – лес, река, новые условия жизни. А в школьном лагере таких «помощников» не бывает. Значит, нужно было привычное превратить в удивительное.

В первый день смены я предложил ребятам игру «Борьба за знамя». Суть её проста: на поляне или стадионе очерчивают два круга, в них кладут два знамени. Играют две команды, каждой нужно забрать своё знамя, но так, чтобы игроки-соперники ни разу к тебе не прикоснулись.

Честно говоря, я и сам не ожидал, что «Борьба» так захватит ребят. Они играли в неё двадцать один день подряд, то есть всю смену! Помню, после окончания рабочего дня я спешил на автобусную остановку, а на поле в самом разгаре шла игра…

– Известно, что Вы имеете опыт работы в американских загородных лагерях. Чем они похожи на наши и чем отличаются?

– Различий много, причём не только в «их» пользу. «Там», например, мальчишки и девчонки спят в спальных мешках, подражая условиям настоящего похода. А в меню очень много бутербродов и газированных напитков вроде пепси, вредных для здоровья. День в американских лагерях спланирован так: до обеда – «сидячие» занятия – оригами, лепка, рукоделие и так далее. Вторая половина дня посвящена подвижным играм. А вот таких фантазийных, творческих праздников, как «День Нептуна», «Весёлая пятница», «Цирк», там практически не проводят.

Я работал в лагере, где наравне с обычными ребятами отдыхали слепые дети. Помню, как мы все вместе играли в баскетбол. Вообще-то для незрячих существуют специальные звуковые мячи. А у нас был мяч обыкновенный. Но игра ничуть не потеряла своего азарта и очарования. Только задачи игроков немного изменились. Обычные мальчишки и девчонки старались сделать так, чтобы гол забил слепой ребёнок. Мяч ему нужно было передать очень точно, а это тоже большое умение. А ребята-инвалиды забивали голы, ориентируясь на звук (вожатый стучал по щиту с сеткой). Вот и получилась игра, в которой каждый чему-то учился.

Но, какой бы ни была разница в наших культурах и быте, американская детвора с таким же азартом танцует на дискотеках, веселится, влюбляется и плачет, расставаясь с друзьями…

***

Напоследок мы попросили Юрия Николаевича прочитать свои стихи о лете. В ответ он… включил dvd-плеер. Поставил диск «Звёзды становятся ближе», выпущенный в Москве к 45-летнему юбилею Всероссийского детского центра «Орлёнок».

На диске – двадцать одна детская песня. Авторы стихов к ним – Николай Добронравов, Олег Митяев, Зоя Александрова, Илья Резник и другие знаменитые и известные поэты. А исполняют эти песни популярные и любимые детворой и взрослыми певцы: Антон Макарский, Надежда Бабкина, Дмитрий Харатьян, Олег Газманов, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон… И представляете, среди хитов «Орлёнка» – «Мы будем помнить этот дом» в исполнении группы «Лицей». Вы уже, конечно, догадались, что эту песню написал Юрий Николаевич Таран. Её слова мы публиковать здесь не будем – ведь эти строки об «Орлёнке», а не только о лете. Тем более Юрий Николаевич подарил всем читателям «Золотого ключика» другую песню – «Лагерь – это дети плюс...». Вот её текст (ноты смотри в галерее фотографий выше).

Лагерь – это дети плюс...

Наступает лето, солнышком согрето,
Наступает лето – весёлая пора,
Наступает лето – волшебная карета,
И в ней уезжает в лагерь детвора.

Припев:

Потому что лагерь – это дети плюс игра,
Потому что лагерь – это дети плюс природа,
Потому что лагерь – это дети плюс мечта
В любое время года.

Осень наступает, листья облетают,
С грустью вспоминаем лагерные дни.
И зимою снежной, и весною нежной
Детям и вожатым лагеря нужны.

Юрий Николаевич Таран

Юрий Николаевич Таран

Юрий Николаевич Таран
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных