Пн, 27 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.61 72.32

История учителей, учеников и их дома

Софья Милютинская | 29.11.2011

Живёт в музее липецкой школы № 4 большая книга. Именно живёт, а не находится или хранится. Она часто разговаривает. Но не с каждым, а только с теми, кто сам того захочет. На страницах книги – летопись в фотографиях. Для посторонних это просто изображения людей, которые что-то строят, сидят за партами, стоят у доски, идут на лыжах… Кто эти люди и зачем они строят, сидят, стоят и идут – равнодушному будет всё равно. Но если подойдёт к книге человек с горячим сердцем, фотографии заговорят. И расскажут историю школы, которой недавно исполнилось 80 лет…

КАК ОТКРЫЛАСЬ ШКОЛА

В марте 1931 года в Липецке начали строить металлургический завод. В те годы в нашей стране только-только зарождалась промышленность, не хватало хорошего металла. А завод, где варят сталь, не маленькая «кухня», а огромный, сложный организм. Его нужно создавать сообща. Из разных городов ехали в Липецк лесорубы, инженеры, строители. Они приезжали с семьями, привозили с собой детей. Селились в бараках, построенных неподалёку от завода, и в землянках, вырытых наспех. Тяжело жили, холодно, тесно. Но даже не это было главной житейской проблемой, с которой столкнулись новые липчане. Их детям нужно было учиться, а школы находились на другом берегу реки Воронеж, да и те были переполнены. И тогда заводчане решили отдать под школу один из своих бараков.

Смастерили скамейки и столы, в будущих классах укрепили доски. И первого сентября 1931 года дети рабочих строящегося завода сели за парты. Так в Липецке открылась школа № 4, в которой тогда было сто пятьдесят мальчишек и девчонок.

«ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ ШКОЛУ!»

Завод рос, в Липецк всё прибывали люди, в школу приходили и приходили новые ученики. Ребята занимались уже в двух бараках, но классов всё равно не хватало. Форточек на окнах не было, и в узких коридорах ученики еле помещались на переменах. Каждый барак был рассчитан от силы на сто пятьдесят человек, а в школе училось уже более тысячи детей. И тогда директор Иван Иванович Кучин пришёл на собрание работников завода и попросил:

– Сделайте ребятам подарок – постройте школу! Нам не хватает места, занимаемся в несколько смен, допоздна. Учителя каждый день провожают ребят домой, чтобы они не заблудились в лесу (в те годы лес стеной окружал завод). Мальчишки колют дрова для печей, но в бараках всё равно холодно. Занимаемся в телогрейках, шапках. Подарите детям большой дом знаний!

Решение приняли единогласно, выделили строителей. Многие папы и мамы после работы на заводе шли помогать им, ведь родителям очень хотелось, чтобы их дети учились в новой школе. И летом 1936 года на улице Парковой вырос дом знаний – просторный, удобный, светлый. Так у школы № 4 началась новая жизнь.

ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ

С первых лет жизни школы как-то само собой определилось, что здесь особенно полюбили математику. В будущем, уже после войны, школа стала первой в Липецке, открывшей профильные математические классы. И тогда в ней пожелали учиться старшеклассники, жившие на другом берегу реки Воронеж. А пока ребята «беспрофильно» с огромным удовольствием решали примеры, строили графики, находили корни уравнений…

Первыми выпускниками (школа тогда была семилетней) стали пятнадцать человек. Одиннадцать из них решили быть учителями. Остальные выбрали другие профессии: Нина Фёдорова мечтала стать врачом, Саша Панов – лётчиком, Коля Абашин – строителем, Катя Старых – капитаном дальнего плавания. Мечты сбылись у всех, кроме Кати. Потому что четырнадцать ребят уцелели на Великой Отечественной войне, а Катя погибла…

Война унесла немало жизней воспитанников школы. Многие из них – и погибшие, и те, кто остался в живых, – стали героями. Об этом расскажу позже, а пока вот о чём.

В годы войны школа не переставала работать ни на один день, несмотря на то, что уменьшилось число учителей, ведь педагоги-мужчины ушли на фронт. Занимались до ночи, писали на чём придётся. И все ждали писем. Представляете, выпускники писали с фронта не только родителям, но и учителям. Учителя берегли эти письма и непременно отвечали на них. Видимо, и те и другие черпали друг в друге силы, чтобы жить и бороться с фашистами. А боролись они отчаянно…

«КУПИЛА ШЕРСТЯНУЮ КОФТОЧКУ...»

Лидия Смык окончила школу в конце тридцатых годов и стала учиться на врача. Началась война, и девушку прямо из института направили в распоряжение штаба Украинского фронта. Здесь формировалась десантная бригада для работы в Чехословакии, то есть во вражеском тылу. Лида попала в бригаду имени Яна Гуса, которая должна была разведать всё, что можно, о фашистах и помочь чехам бороться с ними…

Лида редко могла писать домой, а в школу и вовсе не имела права. В своих весточках она не объясняла маме настоящих причин такого молчания. Наоборот, успокаивала: «Не сердись на меня, теперь буду чаще писать. Целую крепко. Купила себе шерстяную кофточку».

Шерстяную кофточку… Когда же она могла её купить? При заброске в Чехословакию у Лиды что-то случилось с парашютом, она отбилась от своих. Из-за того, что повредила ногу и не могла ходить, три осенние ночи провела в стогу. На четвёртый день Лиду нашли чешские партизаны, помогли ей вернуться в свою группу.

За полгода «гусевцы» создали в Чехословакии большую партизанскую бригаду. Уничтожили почти восемьсот фашистов, пустили под откос пятнадцать эшелонов, подбили четыре танка и десять бронетранспортёров, взорвали склад боеприпасов. Когда же Лида могла купить шерстяную кофточку?..

Фашисты напали на след штаба, загнали в лес, окружили. Семеро «гусевцев» девять часов бились с отрядом в триста фашистов. Выпустили в них всё до предпоследнего патрона в каждом оружии. Последний каждый оставил для себя. Оттого-то с большой досадой и доложил начальству главарь пражского гестапо: «Захватить живыми не удалось, подошли лишь к мёртвым»…

Более сорока лет Лидия Смык считалась без вести пропавшей, подвиг её не был отмечен никакой наградой. Но в конце восьмидесятых годов школьный клуб «Поиск», которым до сих пор руководит учитель физкультуры и ОБЖ Юрий Николаевич Панов, нашёл родных Лидии Александровны. Ребята написали в канцелярию президента Чехословакии и таким образом узнали о её судьбе. Собранные документы они отправили в Советское правительство и написали ходатайство о награждении своей выпускницы орденом Отечественной войны I степени. А потом обратились к главе Липецка с просьбой разрешить назвать школу именем Лидии Александровны Смык.

«ИЗ-ЗА НЕСКОЛЬКИХ УРОКОВ...»

Трудно возрождалась наша страна после войны. Нужно было заново построить города, заводы, фабрики, жилые дома. А ведь за этими заботами нельзя было забывать о том, что надо учить детей. Здесь – небольшое педагогическое отступление.

Прежде любой урок строился так: проверка домашнего задания, а потом – объяснение учителя. Получалось, что большинство ребят в самом уроке практически не участвовали, а были просто зрителями. Конечно, учителя не могли не заметить того, что занятия построены неправильно. И в середине пятидесятых годов в Липецке появились педагоги-новаторы, которые стали учить детей по-другому. Они строили занятия таким образом, что получались уроки-беседы, и участвовали в них все ребята класса. Тогда-то и родился термин, который теперь знает каждый школьник: «оценка за работу на уроке». Ведь на уроке действительно надо работать, а не только присутствовать.

Так вот, среди педагогов-новаторов были многие учителя 4-й школы. Мария Дмитриевна Качерина и Александра Гавриловна Безрукавникова воспитывали в ребятах любовь к русскому языку и литературе. Александр Иванович Бойков и Елена Сергеевна Тихомирова учили математике. А возглавил группу новаторов учёный-педагог Константин Александрович Москаленко, именем которого теперь названа в Липецкой области педагогическая премия за большой вклад в учительскую профессию.

Именно в 4-ю школу приезжали «за липецким опытом» учителя из разных городов России, Узбекистана, Казахстана, Германии, Болгарии. В школьном музее хранятся записи-отзывы об этих мастер-классах. Вот один из них: «Из-за нескольких уроков стоило приехать с далёкого Кавказа. Учителя школы № 24 Северной Осетии, 16 ноября 1962 года».

МУЗЕЙ

А теперь вернёмся к клубу «Поиск». Силами именно этого клуба создан музей, в котором теперь хранится вся школьная летопись: документы, вещи и та самая «говорящая» книга с фотографиями. Прежде весь архив находился в одном из кабинетов. Но в середине восьмидесятых из-за аварии в трубопроводе школу затопило, почти все документы уничтожила вода. Не теряя времени, директор школы, Светлана Петровна Плакса, и Юрий Николаевич решили восстановить архив. Позвали на помощь ребят, которые и стали первыми воспитанниками «Поиска». Вместе разыскали многих выпускников, учителей, ушедших на пенсию. «Всем миром» за несколько лет воссоздали и приумножили архив. Стало ясно: получился не просто «склад бумаг», а настоящий музей истории школы. Так он и родился.

Сейчас здесь несколько разделов: о годах войны, учителях, выпускниках. Всё сделано с любовью. Портрет Лидии Смык Юрий Николаевич сам перерисовал на большой лист бумаги. Он же отретушировал почти все старые фотографии. Над стендом, посвящённым выпускнику школы, Герою Советского Союза, лётчику Вячеславу Витальевичу Маркину, висит деревянная модель «Ил-2», её смастерили ребята. Пропеллер у маленького самолёта особый – он включается и крутится, как у настоящего…

Есть стенды, посвящённые выпускникам, погибшим в горячих точках. А значит, недавно.

Помните, я упомянула о том, что даже в годы войны бывшие ученики писали в школу? Связь выпускников с учителями сохранилась и поныне.

Андрей Синячкин окончил школу в 2006 году. После первого курса института ушёл в армию, попал во Владикавказ. Летом 2008 года во время отпуска пришёл в школу – повидаться с учителями. Разыскал завуча, Ольгу Викторовну Чепрасову, и Юрия Николаевича. Рассказал о том, как служит, и о предстоящей поездке в Осетию. Андрей словно чувствовал, что видится со своими наставниками в последний раз. Десятого августа он погиб в Цхинвале. Андрей был наводчиком мотострелкового отделения, вёл огонь по грузинским захватчикам. Его машину подбили, Андрей мог бы скрыться. Но продолжал вести огонь до прямого попадания из вражеского танка… Андрей Синячкин посмертно награждён орденом Мужества.

***

…В редакции я заглянула на сайт 4-й школы. Казалось бы, зная её богатую, интересную историю, уже не удивишься ничему. А я удивилась. В школе работает много кружков и секций, а ведь этим может похвастаться далеко не каждый дом знаний. Есть кружки юных натуралистов, журналистов, русских народных игр, модельеров, дизайнеров. Даже студия «Мой выбор», где ребят учат ориентироваться в неожиданных ситуациях.

Есть и своя газета «Перемена». Закончить рассказ об этой школе мне хотелось бы фразой, которую я прочитала в заметке одиннадцатиклассника Вали Колесникова: «Пусть ещё не одно поколение детей испытает радость быть вашими учениками…».

Нынешние учителя.

Нынешние учителя.

Нынешние учителя.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных