Ср, 19 Июня, 2019
Липецк: +24° $ 64.43 72.70

Дом, в котором гостил Кустодиев

01.11.2011

С 8 августа по 10 октября 1926 года в Лебедяни отдыхал и работал знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Приезду его в наш край предшествовала очень интересная театральная история, связанная с другими знаменитыми людьми. Один из них – уроженец Лебедяни, писатель Евгений Замятин.

В 20-х годах прошлого века из предания о блохе и тульском мастере Левше, который был так искусен, что подковал блоху, Евгений Замятин сделал весёлую пьесу.

Её решили поставить два театра – МХАТ в Москве, а через год Большой драматический в Ленинграде.

…До премьеры во МХАТе оставалось совсем немного времени. Режиссёр Дикий разрывался: репетиции, поиски музыкальных инструментов, отсутствие декораций…

А когда принесли эскизы декораций, он с ужасом схватился за голову и решительно заявил, что в таком оформлении не будет ставить спектакль.

– Нельзя давать реалистические декорации к весёлой народной пьесе. Тут нужен гротеск! – говорил Дикий.

– Но уже потрачены деньги, дирекция больше не может выделить никакой суммы! – возражали ему. – Если вы закажете новые декорации, то будете платить из собственного кармана.

– Да, да, да, я буду платить.

И Дикий решил написать в Ленинград художнику Кустодиеву письмо, полное мольбы и отчаяния: «Единственный художник, который может дать пьесе то, что нужно, – Вы. Пожалуйста, пожалуйста, соглашайтесь».

Художник согласился. Он давно работал для театра. И считал заманчивым соединение декораций и актёров, одетых в созданные художником костюмы. Это тоже своего рода картина, живая, движущая картина, как бы воссоздание воображаемой жизни.

А «Блоха»… Да это же продолжение его народных типов, это же игрушечная старая Русь! Кустодиев немедленно взялся за работу.

Каковы же были удивление и восторг всего московского театра, когда ровно через месяц (небывалые сроки) раскрыли ящик с обратным адресом: «Ленинград… Кустодиев».

Что это было за зрелище! Эскизы – красочные, как народная ярмарка, весёлые, как скоморошьи пляски, забавные, как детские рисунки… Кустодиев в своём письме пояснял: «Всё происходит как бы в балагане, изображённом на картинке: всё яркое, пёстрое, ситцевое, «тульское».

Дикий немедленно послал телеграмму: «Эскизы декораций приняты с большим восторгом. Ждём костюмы».

7 февраля 1925 года Кустодиев приехал в Москву на генеральную репетицию и остался очень доволен тем, как выполнены его эскизы. Считал, что на сцене при освещении они даже лучше.

А в 1926 году Евгений Иванович Замятин пригласил Бориса Кустодиева на отдых в Лебедянь, откуда сам был родом.

Приехал художник с женой Юлией Евстафьевной. Замятин подыскал для них жильё недалеко от своего дома, на соседней Елецкой улице. Хозяевами комнаты, в которой поселились Кустодиевы, были Сергей Григорьевич и Мария Александровна Дмитриевы, жили они с детьми Евгением и Ольгой.

Нынешний владелец дома – прямой наследник Дмитриевых, сын Ольги – Борис Борисович Соколов. Он бережно хранит не только стены своего фамильного строения, но и воспоминания мамы и бабушки о проживании у них Кустодиевых.

– Бабушка и мама говорили о Кустодиевых как об интеллигентных, благородных людях, – рассказывает Борис Борисович. – Они занимали в доме большую комнату с четырьмя окнами и с застеклённой дверью на балкон. Он был очень удобен для художника, ведь Борис Михайлович передвигался на инвалидной коляске. С балкона открывалась панорама города с тремя главными городскими храмами. Хорошо просматривалась транспортная артерия города – длинный подъём от Казённого моста через реку Дон к историческому центру города, так называемая Тяпкина гора.

Кустодиевы снимали комнату «со столом», бабушка готовила им обеды. Иногда участвовал в этом и дедушка. На костре, который разводил во дворе, он жарил для постояльцев цыплят.

В Лебедяни Кустодиев много работал. Мама рассказывала, что они с братом любили «подсматривать», как художник рисовал. Борис Михайлович написал в Лебедяни, по крайней мере, три (известные мне) видовые картины. Самая известная из них – «Лебедянь. Козмодемьяновская церковь» – находится в Третьяковской галерее. Козмодемьяновская церковь была расположена на пересечении улиц Елецкая и Покровская, совсем недалеко от нашего дома. На картине хорошо видны водосточный жёлоб нашего дома и торец соседнего. Высокая колокольня церкви была разрушена в 30-е годы. Сейчас церковь восстанавливается, она вновь освящена, в православные праздники в ней проводятся богослужения.

Две другие работы Кустодиева – этюд «Ново-Казанский собор» и рисунок «Лебедянь» – виды с балкона дома центральной части города и домов противоположной стороны улицы Елецкая.

Дому, в котором гостил знаменитый художник, свыше ста лет. Он неплохо сохранился, и его вид с улицы остался практически неизменным. В доме находится и часть мебели того времени, сохранены некоторые элементы интерьера.

Почему именно сейчас мы рассказываем о том, что нашу Лебедянь в тридцатые годы прошлого столетия посетил Борис Кустодиев? Причиной этому послужил замечательный повод.

Месяц назад на доме, в котором гостил знаменитый русский художник, открыли мемориальную доску. На торжество собрались лебедянцы и гости, руководители района и города, представители предприятий, учащиеся школ и колледжей.

Глава Лебедянской районной администрации Анатолий Копылов сказал:

– По сути, мы воздали должное тому, кто прославлял наш город в своих уникальных художественных работах.

А заместитель начальника областного управления культуры Михаил Рязанцев сообщил о том, что дом, в котором гостил Кустодиев, будет включён в список объектов культурного наследия, он подлежит охране и возможной последующей реставрации.

Рассказано по книге Адели Алексеевой «Пока рука держит кисть»
и публикации журнала «Липецкая газета: итоги недели».

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных