Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Для того чтобы вы, дорогие читатели, представили, какую роль играл в довоенной жизни Липецка театр, приведём один очень интересный факт. В 1939 году его спектакли посетили 114 тысяч зрителей (при численности населения 76 тысяч) – значит, каждый, включая детей, посетил театр как минимум дважды! Директором его 23 года (с 1931-го по 1954-й) был А. А. Поварени, а главным режиссёром – М. С. Селянин (тоже 23 года, с 1936-го по 1959-й).

5 июня 1941 года Липецкий театр отметил своё 20-летие. 21 июня состоялась премьера спектакля «Машенька» по пьесе Афиногенова. А на следующий день началась Великая Отечественная война…

Наш театр сразу же стал прифронтовым и начал выезжать со спектаклями и концертами на Воронежский, Брянский, Центральный, Сталинградский фронты. А ведь в труппе осталось всего 18 актёров! В театре работали Д. Корсаков, Н. Иванова, М. Селянин, Н. Бруснецова… 85 сотрудников ушли на фронт. Многие не вернулись…

Но театр жил! В первый же военный сезон было дано 497 спектаклей и концертов. В 1942 году – 134 спектакля и 859 концертов в действующей армии! Но и когда театр играл «дома», залы были полны на всех спектаклях. Зимой в театре топили печи, за дровами ездили в лес с завхозом на старенькой лошади Тузике, на нём и со спектаклями выезжали.

Главными и самыми чуткими зрителями были, конечно, военные. Враг занял Воронеж, Орёл, Елец, через прифронтовой Липецк постоянно шли воинские части. В афише театра то и дело появлялись новые спектакли – «Русские люди» К. Симонова, «Синий платочек» В. Катаева, «Рузовский лес» К. Финна, «Профессор Мамлок» В. Вольфа, «Нашествие» Л. Леонова, «Брусилов» И. Севильского… И снова успех имела классика, заставляя бойцов хоть на время забыть о войне: «Коварство и любовь» Шиллера, пьесы Гольдони, Островского, Фонвизина, Грибоедова, Горького, Сухово-Кобылина, инсценировки Бальзака… А в 1945 году для детей поставили красивую сказку «Финист – Ясный Сокол».

Словом, нагрузка для сотрудников театра, особенно для артистов, была в то время огромная. А ведь они были ещё и ополченцами-добровольцами: утром – дежурства и учения, днём – репетиции, вечерами – спектакли и концерты и постоянные выезды в воинские части. Лишь ненадолго театр эвакуировался в Моршанск. А уже через две недели после освобождения Воронежа театр выехал на гастроли в этот разгромленный, ещё дымящийся город. Музы тогда и впрямь не молчали!

Липецкий театр с честью выдержал испытание войной. Выстоял. И, что самое важное, сохранил верность и искусству, и зрителю. Сохранил зрительскую любовь. Низкий ему за это поклон.

Рассказано по книге
«Есть в России театр…» Антонины Мурзиной.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных