Чт, 23 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Как я учился в итальянской школе

Дмитрий Ткач, г. Липецк | 19.10.2010

В нашей семье все путешественники, потому как мы часто переезжали с места на место. Жили в Курской области, в Украине и Приднестровье. И вот по причине болезни одной родственницы оказались в Италии, в провинции Озимо. Языка я, конечно, не знал, и отправился учиться в школу, в одиннадцатый класс, хотя уже окончил первый курс в российском университете. Так поступают все юные иностранцы, переехавшие в Италию.

Признаюсь, перед началом занятий чувствовал себя ужасно неловко. Шёл в школу и представлял: каково это – сидеть за партой рядом с ребятами, которые на три-четыре года младше? К счастью, среди моих однокашников оказались ещё несколько взрослых парней из других стран. Но и со школьниками подружился сразу.

– Russo? – спросили они первым делом.

– Si! Si! – ответил я, и мои собеседники одобрительно закивали.

Оказалось, жители Страны апельсинов очень любят русских. А вот к румынам и албанцам относятся без особого интереса. Быть может, потому что у них нет светлых волос и голубых глаз, которые итальянцы считают идеалом красоты?

Первое время в новой школе мне нравилось. В каждом кабинете на партах стояли ноутбуки. Пишущими ручками почти не пользовались, в основном набивали тексты на клавиатуре. На уроках я с дрожью вспоминал ноющую боль в кисти правой руки от бесконечных записей на лекциях в университете. Всем классом мы часто ходили в школьный кинозал смотреть на большом экране познавательные фильмы. Если изучали историю каких-нибудь памятников, то после обязательно ездили на экскурсии в другие города, чтобы увидеть их своими глазами. А ещё нам давали интересные задания. Например, надо было прочитать в Интернете статью (скажем, о войне в Ираке) и оставить свой комментарий. Учитель потом проверял и особенно высоко оценивал самые оригинальные размышления своих воспитанников.

Понравилось мне и отношение ребят к детям-инвалидам, которые учатся в каждом классе. Не раз видел, как мальчишки помогали сверстнику в инвалидной коляске добраться до кабинета или завязать шнурки.

Но, конечно, в итальянской школе были и свои минусы... Куда же без них?

К примеру, математические задачки моих однокашников решил бы и русский восьмиклассник – программа образования там проще. Да и сами ребята относятся к учёбе легко. Нет у них, как у наших мальчишек и девчонок, горячего стремления к золотым медалям и красным дипломам. Ведь после окончания школы многие продолжают дело, начатое родителями: трудятся в семейной пиццерии или ремонтируют обувь в домашней мастерской. Потому и в университеты поступают немногие. На лекции у молодёжи просто нет времени – надо целыми днями помогать маме и папе. Все необходимые навыки они получают в процессе работы. А, как известно, насыщенная практика ничуть не хуже сухой теории.

Благодаря преемственности поколений (и это порадовало больше всего) в Италии дружные семьи. У них есть замечательная традиция – каждую неделю собираться вместе за большим столом, несмотря на дела и заботы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры делятся новостями, обсуждают фильмы, которые успели посмотреть. И вот на таких тёплых, домашних вечерах ребята постигают науки, которые всех важнее, – семейные...

...Целый год я проучился в итальянской школе. А спустя два года мы вернулись на родину. И, знаете, если б это было возможно, я привёз бы оттуда все плюсы образовательного процесса, чтобы присоединить их к плюсам российских школ. Думаю, тогда наши ребята наперегонки бежали бы в дома знаний.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных