Пт, 24 Мая, 2019
Липецк: +17° $ 64.49 71.84

Ложкари и ложкарята

Софья Милютинская, село Паниковец Задонского района | 05.10.2010

Есть ложкари, а есть ложкарята. Ложкари – это взрослые музыканты, играющие на деревянных ложках. А ложкарята – это их юные коллеги, то есть мальчишки и девчонки. Но иногда бывает наоборот: дети становятся ложкарями, а взрослые хоть и выросли, но остались ложкарятами. Совсем запутались, да? Тогда – по порядку.

Приехала я в школу села Паниковец Задонского района, познакомилась с учителем музыки Виктором Ивановичем Шутиком и его воспитанниками. На первый взгляд – ребята как ребята: бантики в косичках (у девчонок), озорные глаза (преимущественно у мальчишек), веснушки и расписные ложки в руках (уж это у всех). Пригласили меня занять место в зрительном зале. Я, конечно, села в кресло и с интересом стала слушать… «Ой-ой, – заплясали мысли, едва послышались первые куплеты озорных частушек и лихие дробушки, – да это настоящие профессионалы! Голоса слаженны, дроби чёткие, ложки будто бы сами играют. Ложкари это, а не ложкарята! Интересно, очень ли трудно так мастерски управлять деревянными инструментами?»

Виктор Иванович словно услышал мои думы.

– Хотите попробовать? – спросил он и протянул мне пару ложек.

Я взяла их в руки. «А вдруг не получится?» – шептал внутренний голос. «Вот так журналист детской газеты – ложек испугалась! А ещё имеет два музыкальных образования!» – дразнила гордость. Я несмело тряхнула рукой – вышла вялая, робкая полутрель. Ещё раз – то же самое…

– Вы неправильно инструменты держите! – вмешалась Маша Казарина. – Надо одну ложку прижать большим пальцем левой руки, а вторую – указательным и средним, вот так.

Маша показала. Посмотрите, дорогие читатели, на фотографии – и тоже поймёте, как правильно нужно держать музыкальные «деревяшки».

Дело это непростое. И, конечно, не у всех воспитанников Виктора Ивановича оно получилось «с налёта». Но ни один из ребят не сдался, а, наоборот, удвоил усилия. Например, Маша Алексеева играла дома чуть ли не до полуночи. Даже соседи приходили поинтересоваться, что у Алексеевых происходит. А Ангелина и Никита Ганины – оба левши. Виктор Иванович специально для них новую постановку рук придумал.

Ещё одна трудность, которая подстерегала юных музыкантов, – боязнь сцены. Но и с ней ребята справились. Хотя, конечно, не обошлось без курьёзов. Однажды во время выступления в Задонской школе искусств Никита поскользнулся, сапоги его «разбежались» в разные стороны, увлекая за собой хозяина. Зрители ахнули, а юный артист лихо перекатился, вскочил на ноги и, как ни в чём не бывало, стал играть дальше. Был случай, когда у Маши Казариной ложка выскочила из рук и со стуком приземлилась на стоящий рядом рояль. Маша спокойно достала из кармана запасной инструмент и продолжила выступать…

А теперь вернёмся к тому, что в моих руках ложки самовольничали и баловались. Именно в тот момент я и поняла, что не всегда взрослый – ложкарь, а ребёнок – ложкарёнок. Бывает и наоборот. Правда, я, как и Маша Алексеева, почти каждый день учусь искусству игры, но пока хожу в ложкарятах.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных